ольга коровина
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в старшей группе «Опыты с песком и глиной»
▼ Скачать + Заказать документы
старшая группа
Опыты с песком и глиной.
Задачи:
-формировать знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду); о том, как человек использует песок (строительство, песочные часы).
- интерес к объектам неживой природы;
- рассказать о свойствах глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); как человек её использует (производство посуды, игрушек, строительство);
Публикация «Конспект занятия по эксперементальной деятельности в старшей группе „Опыты с песком и глиной“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- учить совершать целенаправленные действия по изучению свойств песка, глины ; делать умозаключения; оформлять их в речи; использовать знания полученные на занятиях, в практической деятельности.
- развивать произвольное внимание, логическое мышление, любознательность, пытливость, самостоятельность, эстетический вкус.
- воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам и сделанным из них предметам.
Активизация словаря:
Глина, песок,насыпать, наложить, высыпать, выложить, сдувать, твердая, влажный, мокрый.
Обогащение словаря:
Сыпучий, рыхлый, слипается, песчинки полупрозрачные, частички, впитывается, распадаются, фильтр, отфильтровать.
Оборудование:
Пластмассовые стаканчики (любые другие ёмкости, листы бумаги, ёмкости с водой, сухие палочки, влажные салфетки, бумажные салфетки, дощечки, микроскоп.
Ход занятия:
Звучит музыка (шум прибоя) вос-ль читает под музыку стихотворение. Л. Квитко «На песке»
Весь песок ногой сгребу,
Весь руками соберу.
Я построю светлый дом,
Садик розовый с кустом.
Парк тенистый вырос вдруг.
Сторожа стоят вокруг.
Есть песок сырой у нас,
Что нам вылепить сейчас?
Хочешь, лес? Вот темный лес,
Мальчик на сосну залез.
Карлик тащит свой мешок,
Ветку поднял, поволок
Вот лошадка, вот коза,
Кошка в люльку заползла.
Вот на крышу сел арбуз,
Снес яйцо…Нет, я смеюсь:
Просто так я пошутил-
Из песка я все слепил.
Вос-ль: Ребята, а вы любите играть песком? Где нам встречается песок?
На море, в пустыне, на стройке и т. д.
А вы знаете, что в пустыне кроме песка есть и еще глина.
А вы хотите узнать свойство песка и глины? Тогда мы с вами превращаемся в настоящих ученых. Мы сейчас с вами будем проводить опыты с песком и глиной.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок?
Дети: легко.
Вос-ль: А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать- песок или глину?
Дети: Песок.
Вос-ль: Поэтому говорят, что песок сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как мы высыпаем песок.
Воспитатель: а теперь посмотрим на песок, через микроскоп, из чего состоит песок. Возьмите свои листочки с песком и по очереди подойдите к микроскопу.
Вос-ль: Как выглядят песчинки? Похожи ли одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Песчинки разные по размеру – есть крупные и совсем маленькие, по цвету – темные и светлые, полупрозрачные, по степени блеска- блестящие и матовые. Это крохотные камешки.
Дети рассматривают.
А теперь давайте рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседям». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Чем-то глина похожа на пластилин.
Вос-ль: А сейчас мы тихо подуем на песок. Что происходит с песчинками?
(Дети дуют от себя в сторону, соблюдая правила безопасности)
Дети: Они легко двигаются, сдуваются.
Вос-ль: Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки?
Дети: они сдуваются труднее или совсем не двигаются.
Вос-ль: Возьмем палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что сажая маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок – рыхлый.
Вос-ль: А теперь мы аккуратно нальём немного воды в разетку с песком. Потрогаем его. Каким он стал?
Дети: Влажным, мокрым.
Вос-ль: Куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит- в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в разетку с глиной. Следим как водичка впитывается: быстро или медленно?
Дети: Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
Вос-ль: Сажаем «деревцо» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним, когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.
Вовод
Вос-ль: Ребята, что мы с вами сегодня узнали? Что песок - рыхлый, сыпучий в отличие от глины. А еще, что узнали – песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, между ними есть свободное место, куда проникают ветер и солнечное тепло, а глина – из мелких частичек, прилипших друг к другу.
Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.
Что воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.
Во влажную землю (глину) легче сажать растения.