Наталья Васильченко
Организационные формы работы с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями это взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, так как семья является первичным звеном реабилитации и социализации «особого» ребенка.
Публикация «Организационные формы работы с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
С каждым годом в МБДОУ поступает все больше детей с аутизмом, в результате чего возрос интерес к проблеме помощи таким детям и эта проблема, приобретает все большую актуальность. Вместе с тем опыт дошкольного воспитания таких детей, накопленный не только в нашей стране, но и за рубежом, свидетельствует о том, что комплексное педагогическое воздействие позволяет в значительной степени сгладить отклонения в развитии.
Даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику: ребенок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких ему людей.
Успех взаимодействия воспитателей и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться.
Верно, говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».
Хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья — это счастье и любовь в доме, поэтому мы стараемся установить доверительные отношения с родителями.
Педагоги МБДОУ создают условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями :
Тренинг «Дружная семья» объединил родителей с целью гармонизации эмоциональных связей в семье.
Родительская гостиная «Семейные ценности» проводится с целью взаимного обмена опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей.
Проектная деятельность организована с целью - объединения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
В МБДОУ проводятся конкурсы совместных семейных творческих работ с целью - укрепления положительных отношений в семье через творческую совместную деятельность детей и родителей.
Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Творческая мастерская организована с целью - развития и улучшения детско-родительских отношений на основе предметной совместной деятельности.
Выставки, вернисажи детских работ проводятся с целью - демонстрации родителям успехов детей по освоению программы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
На базе дошкольного учреждения в течении многих лет работает Консультационный пункт «Лекотека», он создан в целях, оказания психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержки и всестороннего развития личности детей с ОВЗ не посещающих образовательные учреждения.
Специалисты Лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей ограниченными возможностями здоровья. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.
ИГРА - основной метод Лекотеки.
Презентация дошкольного учреждения
Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, документами, показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию и коррекции ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, специалистах, работающих в учреждении.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ступени развития ребенка, пройденные совместно с родителями и педагогами оказываются не столь крутыми и тяжелыми для семьи.
Совместные мероприятия могут стать «лекарством» для тех, кто до сих пор не изменил своего отношения к «особым» детям. В таком случае семья с «особым» ребенком не будет маскировать свои проблемы, прятать их.
В заключении хочу отметить, что выбранные формы и методы работы способствуют укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения, помогает семьям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными соучастниками воспитательного и образовательного процесса их детей.