Ольга Герасименко
Организация здоровьесберегающей и развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, т. е. не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения, обусловленные множеством причин:
- неудовлетворительное состояние окружающей среды,
Публикация «Организация здоровьесберегающей и развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране,
- деформация традиционных семейных укладов и ценностей здорового образа жизни.
Характерно, что лишь 10-15% причин связаны с особенностями организации здравоохранения, а вот доля причин социального характера составляет около 50%, на долю наследственности приходится 18-25% всех причин, 10-20% случаев нарушения здоровья объясняются неблагоприятными условиями окружающей среды и природно-климатическими факторами.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и лишь не более 15% дошкольников можно назвать здоровыми. Напрашивается вопрос, о каком здоровье последующих поколений может идти речь? если у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети. Таким образом, сохранение и укрепление состояния здоровья подрастающего поколения превращается в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную социальную проблему.
Поэтому оздоровительная программа дошкольных учреждений должна включать в себя 5 основных направлений:
1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
- работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет)
- уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет)
2. Физическое развитие и оздоровление детей :
- закаливание
- точечный массаж
- игры, которые лечат
- дыхательная гимнастика
- организация двигательного режима
3. Лечебно-профилактическая работа:
- лечебная физкультура
- лечебный массаж
- физиотерапия
- витаминотерапия и фитолечение
4. Работа с родителями
5. Обеспечение психологического благополучия:
- занятия «Здравствуйте, дети»
- коррекционно-развивающая работа для детей с нарушением речи
- музыкотерапия.
Подробнее остановимся на 2 направлении: физическое развитие и оздоровление детей, в первую очередь, где говорится о двигательной активности.
Из всех средств физического воспитания дети отдают предпочтения физическим упражнениям – это и утренняя гимнастика, плавание, развивающие игры, спортивные игры, физкультурные занятия. Цели и задачи физического воспитания могут быть одни, но вот путь достижения положительных результатов не должен быть однозначным. Для благотворной и результативной деятельности в физическом оздоровлении детей необходим «гибкий» план работы на занятиях по физкультуре, где дозволено, будет не придерживаться строгого плана, а иметь место спонтанности и учет желания детей.
Приобщая детей к физической культуре, необходимо:
1. культивировать двигательную активность самостоятельность выполнения того или иного движения без помощи взрослого и умение справляться с затруднениями при выполнении движения
2. создать определенные условия для работы со спортивным оборудованием: гимнастические стенки, скамейки, дуги, обручи, скакалки (плюс цветные ленты, погремушки, яркие игрушки для детей ясельного и младшего возраста).
Это самый минимум оборудования и инвентаря для полноценной работы с детьми на физкультурных занятиях. Использование других дополнительных инновационных, современных специальных спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности.
3. использовать музыкальное сопровождение мажорного звучания, что оказывает мощное положительное влияние и на здоровых, и на больных детей дошкольников
Ритм музыки должен совпадать с тем или иным видом движения. Темп чередуется - быстрый с медленным.
4. Периодически проводить беседы с детьми о здоровье :
- «Что такое здоровье? Помощники здоровья : зарядка, солнце, воздух, вода»
- «Строение позвоночника (элементарные знания). Любимые и не любимые движения позвоночника. Осанка и ее значение»
- «Как сохранить зрение?» Гимнастика для глаз.
- «Зачем мы дышим?» Дыхательная гимнастика.
- «Как стать сильным?» Комплекс упражнений для верхних конечностей.
- «Как стать быстрым?» Комплекс упражнений для нижних конечностей.
- «Физкультура и закаливание»
- «Тренируем внимание и наблюдательность». Практическая работа.
- «Боль? Что это и откуда она?» Точечный массаж. Практическая работа.