АЛЕКСЕЕНКО ЕЛЕНА
Организация здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы организации здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье
1.1. Формы организации здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье
2. Рекомендации по организации здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье
Заключение
Библиография
Введение
Публикация «Организация здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Задача семьи и общества заключается в необходимости воспитания у ребенка ценностного отношения к жизни, к своему здоровью и здоровью других людей как к высшей индивидуальной и общественной ценности, задачи могут полноценно реализовываться во всех учебных заведениях начиная с дошкольных через, создание экологически благоприятного жизненного пространства здоровьесберегающей и здоровье-формирующей среды, оптимизацию двигательного режима детей [2, c. 12].
Возникает глобальная проблема разработки здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, максимально способствующих, полноценному воспитанию дошкольника в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, при умелом сочетании разных форм сотрудничества, активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и семьи.
Цель исследования: охарактеризовать организацию здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье.
Предмет исследования: семейное воспитание
Объект исследования: организация здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию и значению здоровьесберегающей среды для детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть формы организации здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по эффективной организации здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье
4. Подготовить рекомендации по организации здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье.
Методологические основы:
Труды Овчинникова Т. С., Салевко Г. К., Шаповалова Н. Г., Юматова Д. Б., Динейка К., Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б., и др.
Положения определенны ФГОС дошкольного образования : и обладают содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной формой.
Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного участника и общего коллектива в целом.
В исследовании нами были использованы такие методы как анализ, синтез, наблюдение, эксперимент, обобщения, наблюдение, беседа и библиографический метод.
Эмпирической базой исследования является Муниципальное образовательное дошкольное учреждение № 176 г. Барнаул.
Теоретическая значимость данной работы заключается в расширении теоретических знаний, умений и навыков по организации нетрадиционной формы обучения и воспитания дошкольников.
Дети это большое счастье для любой семьи. Это и счастье, и радость, и ответственность. Ведь с появлением ребенка, нового члена семьи, «маленького солнышка», мир начинает крутиться вокруг него, вокруг одного маленького человека. Вырастить ребенка, не так легко, как кажется [10, c.25].
С давних времен семья считается необходимым условием воспитания человека, а родители главные воспитатели ребенка, родные люди, призваны обеспечить его счастливое настоящее и будущее.
Роль семьи в воспитании ребенка трудно переоценить и, безусловно, нельзя заменить какими-либо другими воспитателями, ведь семья это колыбель судьбы, в ней созданы все условия для счастья ребенка. Именно родители ответственны перед государством, людьми, своей совестью, своими детьми за их судьбу и воспитания.
В Конвенции ООН о правах ребенка указано, что государство заинтересовано, в нормальной активности семьи, способной выработать собственную жизненную стратегию и не только выживать в условиях общества, но и успешно развиваться, реализовать права своих детей. Ведь семья это первичная среда, источник духовной и материальной поддержки для ребенка.
Василий Сухомлинский отмечал, что общество это огромный дом, сооружение из маленьких кирпичиков семей. Если эти кирпичики прочные, то крепкий дом. Хрупкие кирпичики угроза для общества.
Семья всегда была и будет центром становления и развития личности ребенка. Именно в семье должны быть созданы все условия для познания ребенком мира. Родители вводят малышей в сложный мир человеческих отношений, учат их отличать добро от зла, хорошее от плохого, воспитывают любовь к тому, что растет на земле, своему народу, языку, культуре. Именно в семье закладываются основы здоровья маленького ребенка. «Здоровая семья здоровый и ребенок». Именно из семьи и благодаря ей ребенок начинает путешествие в жизни. И какими навыками по здоровому образу жизни обладают родители, такой и вырастет их ребенок.
В современных условиях координация воспитательных действий семьи возложена на детский сад, и от того, как организована и проведена работа с родителями и воспитанниками, во многом зависит успешность их обучения и воспитания [11, c.45].
Важной составляющей образовательного процесса дошкольного учреждения является организация работы с родителями, семьями воспитанников. И одной из самых актуальных тем нашего времени является взаимодействие и сближение дошкольного учреждения и семьи в работе по применению здоровьезберегательных технологий, а также распространение наработанного в этом направлении опыта и технологий.
Для планирования и проведения работы с семьями мы предоставили консультации, родительские собрания, совместные прогулки и походы с элементами туризма, образцы оформления уголков для родителей, советы и методические рекомендации по здоровому питанию и закалки организма малышей в условиях детского сада и семьи.
Формы взаимодействия детсадов и семей относительно оздоровления детей
Индивидуальные Наглядно-письменные Групповые Коллективные
Создание банка данных о детях, не посещающих детский сад Групповые родительские уголки Консультации Родительская конференция
Вступительное анкетирование Тематические стенды Практикумы Работа родительского комитета по плану
Диагностирования Ширмы Тренинги Дни открытых дверей
Собеседования заведующего с родителями при начальном знакомстве Доска объявлений в помещении, на улице "Интересные встречи" Дни здоровья
Собеседования медсестры с родителями Информационные листы Спортивные и физкультурные праздники
Консультации воспитателей по запросу родителей Тематические выставки Спортивные развлечения Анкетирование Малые туристические походы
Фотосессии Родительское собрание
Патронаж неблагополучных семей Благотворительные акции Открытые занятия педагогов Телефонная связь, переписка по электронной почте Семейные и групповые газеты Коллективные просмотры Спортивный час по пятницам (для родителей и детей)
Составление соглашения Педагогическая библиотека Витаминные дни Совместно-хозяйственная деятельность по созданию соответствующей физкультурно- спортивной среды Родительские субботы
Специализированные издания дошкольного, в частности «Дошкольное воспитание» Методические мероприятия в рамках ДОУ передового педагогического опыта пед. коллектива по вопросам физического воспитания Родительские экологические недели
Семейный опыт по физическому воспитанию Благодарности, грамоты, дипломы Опыт распространяется во всех группах ДОУ Спортивно-физкультурные соревнования, конкурсы
Индивидуальные семейные газеты Индивидуальные тематические папки-передвижки Презентации «Олимпийский огонь»
Анализ занятий по формированию здоровьесберегающих технологий Отчеты и презентации. Совместные праздники.
Понимая то, что здоровье детей один из основных источников счастья, радости и полноценной жизни родителей, педагогов общества в целом, воспитатель должен как можно теснее сотрудничать с родителями каждого ребенка и стараться убеждать родителей в необходимости создания здоровьесберегающей среды для детей.
Воспитательную работу необходимо проводить в соответствии составленного комплексно - целевого плана оздоровления дошкольников.
Настоящее требует от воспитателей тесного сотрудничества с родителями, которые сегодня нуждаются в помощи воспитания детей. Именно для установления тесного контакта семьи с детским садом, с целью создания для детей здоровьесберегающей среды «ребенок родители воспитатели», воспитатель обязан проникнуться проблемой лучшего изучения семей, их воспитательного потенциала.
Начиная работу с родителями МБДОУ «Детский сад №176» по оздоровлению детей мы поставили перед собой следующие задачи:
- Сформировать у родителей правильное понимание цели оздоровительных мероприятий для детей;
- Осуществлять совместно с дошкольным учреждением работу по обеспечению всестороннего развития детей;
- Распространять знания в различных направлениях педагогической деятельности;
- Изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей и использовать в деятельности дошкольного учреждения.
Для того чтобы успешно реализовать эти задачи, прежде всего, мы ознакомились с составом семей и условиями воспитания детей.
• наличие знаний о других детях;
• места работы родителей;
• характер отношений в семье;
• формы общения с ребенком;
• уровень общей культуры в семье;
• проведение свободного времени ребенком;
• соблюдение режима дня;
• помощь ребенка по хозяйству;
• характер трудностей, которые испытывают родители при воспитании ребенка
Нами было начато создание совместных проектов ДОУ и семьи на основе семейного опыта воспитания.
2. Рекомендации по организации здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье
Создание совместных проектов ДОУ и семьи на основе семейного опыта воспитания стали самыми эффективными.
Они содержат размышления детей о своей семье и размышления воспитателей, родителей по семейному воспитанию. Это, например, проекты: «Кто нам дарит улыбку?» (семья Радченко, «Все начинается с детства» (семья Швецовых, «Моя семья» (семья Авдюшеных, «Спорт и семья не разделимы» (семья Овсиенко).
Эти и другие проекты помогают лучше понимать семью, ребенка, его интересы, потребности, проблемы, с большим интересом дети рассказывают о своих семьях, приносят фотографии, вырезки из прессы, слайды. А мы помогаем детям и родителям создать и оформить эти проекты. Затем с ними знакомятся все дети групп ДОУ, родители. Родители могут перенять опыт семейного воспитания других и поделиться своим.
Очень заинтересовали взрослых и детей проекты по обеспечению здоровья детей! Родители делились секретами укрепления и сохранения здоровья в семье, как культивируется в семье понятие «Крепкое здоровье в каждой семье с дедушек - прадедушек», как передаются секреты его сохранения и укрепления от поколения к поколению.
Родители и дети создают дерево здоровья своих семей. Родители делятся опытом сохранения здоровья в разное время года - это дерево здоровья семьи Сапуновых. Проект семьи Авдюшеных представлен на палубе корабля; Семья Гранкиных представила проект сохранения здоровья в форме Олимпийских кругов; семья Симканич - проект «Здоровый ребенок - счастливая семья». Семья Добренко считает, что каждая семья - это небольшая веточка великого и могучего семейного дерева, в корнях которого переплелись знания и мудрость многих поколений.
Родители считают, что мамина нежность, папина требовательность, дедушкина мудрость, тепло домашнего уюта на всю жизнь оставляют глубокий мир в душе каждого ребенка. Семейные проекты «Семейное древо здоровья» выливаются в единое дерево здоровья детей детского сада. А ценные изюминки семейного опыта укрепления здоровья используются в практике работы детского сада.
Успешно у нас проходят «Веселые старты», спортивные праздники «Самые смелые, ловкие, умелые», «Мы веселые ребята, мы ребята акробаты», «Если хочешь быть здоровым».
В общих планах проведение мини-футбола между командой дошкольного учреждения и школьной командой «Апельсинка»", проведение Олимпийских игр, совместный туристический поход в лес, детские игры «Старты надежд», с ребятами младшей школы и всех групп ДОУ проводим спортивный досуг «Проверь себя».
Неоценимое воспитательное значение завоевали среди родителей и детей проект «Составляем сказку вместе». Содержание сказок очень интересное и разнообразное. Каждая семья творчески подошла к работе в рамках этого проекта. Мы создали картотеку сказок о здоровом образе жизни : воспитатели и родители могут использовать их по назначению. Ведь о воспитательном воздействии сказки не приходится спорить.
Выстраивая работу с родителями, мы старались учитывать и тот факт, что в наше время ребенок оказывается удаленным от родителей, ведь они пытаются удовлетворить только органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Поэтому очень важно научить родителей полноценно использовать даже минимальное время, которое они могут уделить ребенку для общения. Проявляя заботу о телесном благополучии ребенка нельзя забывать о его внутреннем мире. Главное - дети должны быть уверены, что взрослые их любят и готовы всегда прийти им на помощь.
Интересным, на наш взгляд, стала база педагогической гостиной «Родительская забота», которая функционирует при ДОУ и помогает создать оптимальные условия для:
- Возрождение традиций семейного воспитания;
- Сохранение и укрепление здоровья детей;
- Интеллектуального развития;
- Развития коммуникативной сферы;
- Формирование навыков социальных отношений.
Занятия в педагогической гостиной «Родительская забота» необходимо проводить раз в два месяца. Заседания клуба проводятся в интересной игровой форме, и дают возможность родителям реализовать свой творческий потенциал, учиться вместе с детьми многим полезным вещам. Темы занятий воспитатель выбирает вместе с родителями через анкетирование и «Ящик обратной связи». Избранные темы могут быть такими:
- «Веселая физкультура дома»;
- «Серьезно о здоровье»;
- «Семейный праздник»;
- «Закалка - за и против»;
- «Лето и дети»;
- «Семейные старты».
Тесно сотрудничая с семьями воспитанников в плане оздоровления, мы уверены, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно формировать здоровье детей, ведь они подражают своим родителям в ведении здорового образа жизни. Поэтому мы разработали советы для родителей, которые, по нашему мнению будут очень ценными для них:
• будьте добрым и хорошим примером для своих детей в отношении к своему здоровью;
• ведите здоровый образ жизни;
• занимайтесь физической культурой, выполняйте утром гимнастику;
• закаливайтесь вместе с ребенком;
• больше бывайте на свежем воздухе;
• не курите и не распивайте спиртные напитки в присутствии детей. Помните: они повторят ваши действия!
• придерживайтесь режима питания. Сумейте убедить сына или дочь потреблять все блюда, даже те, которые они не любят, но как для них они являются необходимыми и полезными;
• наполните свою душу и сердце любовью ко всем и ко всему. Передайте это детям. Чаще улыбайтесь. Это залог здоровой семьи, собственного здоровья и здоровья ваших детей.
Правильное питание залог успеха здорового образа жизни. Рациональный режим питания, сбалансированность рациона является основными условиями для повышения сопротивляемости детского организма к заболеванию, для нормального роста и развития ребенка, что положительно влияет на его физическое развитие, укрепляет иммунную систему, способствует оптимальному нервно-психическому развитию ребенка.
Заключение
Проблема сотрудничества воспитателей и родителей в организации здоровьесберегающих технологий и среды развития в настоящее время является актуальной для многих ученых. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада, актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей.
Проводя систематическую работу по оздоровлению воспитанников при помощи организации здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье, достигнут ожидаемый результат.
Анализируя исследование мы убеждены, что именно детский сад и семья закладывают основы здоровьесберегающей среды и здоровья у детей. Именно в семье и дошкольном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять неизбежную ценность здоровья, побудить его самостоятельно и активно формировать, хранить и приумножать свое здоровье.
Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное физическое и психическое развитие, лишь затем реализуя и принимая здоровьесберегающие традиции образовательного учреждения и семьи.
Библиография
1. Агапов И. Г. Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. Г. Агапов, С. А. Агапова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 10. – С. 9–14
2. Грядкина Т. С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т. С. Грядкина // Дошкольная педагогика. – 2008. – №2. – С. 7–11.
3. Деркунская В. А. Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности [Текст] / В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 5. – С. 11–15.
4. Деркунская В. Интегративные формы совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей в детском саду [Текст] / В. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 4. – С. 11–14.
5. Кириллова Ю. А. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Подвижные игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья [Текст] / Ю. А. Кириллова // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 9. – С. 21–24.
6. Кудисова О. Г. Теоретические основы проектирования образовательной среды ДОУ [Текст] / О. Г. Кудисова // Искусство и образование. – 2008. – №1. – С. 82–87.
7. Лазарева М. В. Особенности целевого и содержательного компонентов теоретической модели интегрированного обучения дошкольников [Текст] / М. В. Лазарева // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №1. – С. 19–23.
8. Новикова Г. П. Проблемы модернизации и перспективы развития дошкольного образования [Текст] / Г. П. Новикова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №1. – С. 8–11.
9. Овчинникова Т. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учереждениях /Т. Овчинникова. – СПб. : Кара, 2013. – с. 187
10. Перевертайло Е. А. К проблеме сохранения здоровья детей в условиях современного социума [Текст] / Е. А. Перевертайло // Начальная школа: Плюс до и после. – 2010. – № 6. – С. 56–59.
11. Фомина Е. В. Проектная деятельность как форма работы по развитию общей одаренности детей [Текст] / Е. В. Фомина // Одаренный ребенок. – 2008. – №1. – С. 119–123.
12. Юматова Д. Б. Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками [Текст] / Д. Б. Юматова // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 4.
Желаем удачи в воспитании детей!