Татьяна Челомбитко
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Научиться видеть, понимать и воспроизводить природные явления – дело совсем непростое. Для этого ребенку нужно быть внимательным ко всему окружающему и настойчивым в своих делах.
Внимание и настойчивость не вырабатываются сами по себе. Я стараюсь помочь ребенку овладеть этими качествами и убедилась, что открытия секретов природы воспитывают любознательность, способствуют возникновению у ребенка устойчивого интереса к познанию. Проводя исследования природных явлений с помощью экспериментальной деятельности, я развиваю в ребенке наблюдательность, самостоятельность, умение мыслить креативно, анализировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, формулировать обнаруженные закономерности и выводы,
Публикация «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, Опыт работы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
стимулирую развитие речи.
Мое педагогическое кредо, слова восточного мудреца: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Ия, стараюсь придерживаться этих слов.
Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж – Мышонок-Удивленок, который живет в «Центре экспериментирования».
Познавательные знания с элементами экспериментирования с детьми среднего дошкольного строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому наш герой вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносить ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Мышонок-Удивленок стал для ребят настоящим другом с которым можно разделить радость открытий.
Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.
2. Неживая природа – воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.
3. Человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.
При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребенка. Ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Основное содержание опытов по освоению с детьми окружающего мира предполагает формирование у них следующих представлений:
*выявление свойств воздуха;
*выявление свойств воды;
*выявление свойств снега и льда;
*выявление свойств песка и глины;
*знакомство детей с условиями, необходимой для жизни растений.
Технологию экспериментальной деятельности я разбила по месяцам: ее особенность – максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств воздуха и воды проводим в осенний период, познание свойств снега и льда в зимний период, а изучение свойств песка и глины в теплый период, в него можно играть.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проверка гипотез, предложений.
4. Обсуждение увиденных полученных результатов.
5. Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, воздухом, водой, снегом и пр.
Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме: «Волшебница вода» проводили опыты : «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребенка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами.
Работу по экспериментированию провожу ежемесячно. Дети с удовольствием
обследуют песок и глину, познают их свойства; узнают тайны воды; выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега. Отношения с детьми строю на основе партнерства. Дети учатся высказывать свои предложения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен «Центр экспериментирования», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в «Центре экспериментирования» способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах: «Изготовление игрушек для игр с воздухом», «Изготовление игрушек для игр с водой»; проводилась совместная трудовая деятельность детей и взрослых в постройке горки и забавных поделок на участке. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями.
В результате проведенной работы родители :
1. Научились организовывать элементарные эксперименты.
2. Оборудовали мини-уголки для детского экспериментирования в домашних условиях.
3. Повысили уровень педагогических знаний.