Ирина Сазонова
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи программы
Цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
Публикация «Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности „Почемучки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость)
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Сентябрь
1. «Как человек измеряет?»
Задачи: Развивать сенсорные способности детей в плане измерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т. п. Стимулировать ответы детей на вопросы : «Кто ты?», Какой ты?» «Чем мы видим?» «Чем мы слышим?» и т. п. Формировать понимание, что человек – часть природы.
Материалы и оборудование: Предметы: для дидактических игр «Определи на ощупь», «Угадай на вкус», «Узнай предмет по звуку», «Узнай по описанию». Иллюстрации по теме «Человек»
Отражение: Совместное создание и пополнение лэпбука «Тело человека»
Литература: [4, стр. 33], [5]
2. «Наши помощники - глаза»
Задачи: Познакомить со строением глаза, функцией его частей. Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения.
Материалы и оборудование: Большое зеркало, маленькие зеркала, настольная лампа, пиктограммы (брови, ресницы, веко, глазное яблоко, изображения строения глаза, бумажные овалы лица и части лица, вырезанные из бумаги (глаза, брови, нос, рот, веко с ресницами, пары зрачков нескольких цветов
Отражение: Совместное создание и пополнение с детьми лэпбука «Глаза и зрение», Создание дидактических игр: «Эмоции», «Части тела»
Литература: [1, стр. 64, 78]
Октябрь
1. «Если не видишь»
Задачи: Научить узнавать различные виды тканей, сравнивать их качество и свойства, объяснить, что свойства материалов обусловливают способ его применения. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами.
Материалы и оборудование: Повязки на глаза из разных материалов (плотных и прозрачных); небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат и др., ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.
Отражение: Викторина «Мое тело» (закрепление полученных знаний)
Литература: [1, стр. 77]
2. Знакомый незнакомый апельсин
Задачи: Формировать представления детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Расширять представления детей о ЗОЖ. Продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легкий, легче воды); Закреплять умение группировать предметы по разным признакам, развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
Материалы и оборудование: Емкость для воды, лупы, фрукты (яблоко, апельсин, мандарин, лимон, банан, предметные картинки с изображением продуктов питания (овощи, молочные продукты, мясо, рыба, колбаса,кондитерские изделия, напитки, птиц (воробей, утка, ворона, бумага, фломастеры.
Отражение: Коллективная работа (рисунки детей): «Необычный апельсин»
Литература: [2, стр. 164 ]
3. «Упрямый воздух»
Задачи: Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материалы и оборудование:Шприцы (без иголок) для каждого ребенка, емкость с подкрашенной водой.
Отражение: Создание лэпбука «Воздух»
Литература:[1, стр. 79][ 3, стр. 61-64]
4. «Почему осенью листья желтеют?»
Задачи: Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.
Материалы и оборудование:Рябина, растущая рядом с детским садом, календарь погоды, уличный градусник, температурный график.
Отражение: Создание лэпбука «Осень»
Литература: [ 1, стр. 67]
Ноябрь
1. «Чудо-вода»
Задачи: Закрепить знания детей о свойствах и агрегатном состоянии воды. Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование:Микроскоп, соль, сахар, молоко, таблички «Мы исследователи» с эмблемой, стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки – по числу детей.
Отражение: Создание лэпбука «Чудо-вода»
Литература: [2, стр. 97]
2. «Пар – тоже вода»
Задачи: Показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при обращении с кипятком.
Материалы и оборудование:Термос к кипятком, зеркало или стекло, знак «Осторожно, кипяток»
Литература: [1, стр. 67] [ 3, стр. 20, 34]
3. «Удивительные камни»
Задачи: Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами
Материалы и оборудование:Фотографии, картинки гор и горных ландшафтов, «волшебный мешочек»,набор схем-рисунков, шапка ученого, набор камней –по числу детей; лупы, стакан с водой, ложка; большие подносы, салфетки маленькие и большие, коробка с ячейками.
Отражение: Лэпбук «Камни»,
Литература: [2, стр. 121]
4. «Сравнение свойства песка и камня»
Задачи: Уточнить представления детей о свойствах объектах неживой природы (песка, воды, камней, развивать умение сравнивать материалы, проводя опыты, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках; расширять и обогащать словарный запас (лупа, песчинки, шершавый).
Материалы и оборудование:Песок, вода, камни, лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, «ящик ощущений», мешочки, альбомного листа, подушки для пола.
Отражение: Лэпбук «Свойства песка» Выставка «Удивительные камни»
Литература: [2, стр. 106]
5. Что узнал незнайка о сахарном песке и соли, или определение свойств разных веществ» (открытое занятие)
Задачи: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе экспериментирования. Закрепить и дополнить знания детей о свойствах разных веществ.
Материалы и оборудование: По числу детей – 6 мерных стаканчиков (5 с водой, лупа, оранжевый стаканчик с сахарным песком, оранжевая баночка с крышкой с сахарной пудрой, голубой стаканчик с солью ложка, палочки, лист черного картона; 44 стола для экспериментирования; чайник с горячей водой; поднос с чашками для чаепития; таблица; персонаж Незнайка.
Отражение: Лэпбуки «Соль», «Сахар».
Литература:[2, стр. 142]
Декабрь
1. «Плавание тел. Изготовление корабля»
Задачи: Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию
Материалы и оборудование: Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы – скрепки, кнопки; бумага; картинки с изображение парохода.
Литература:[3, стр. 66]
2. «Волшебный шарик», «Волшебники»
Задачи: Познакомит детей с понятием «электричество», «электрический ток». Объяснить природу молнии. С помощью опыта установит причину возникновения статического электричества.
Материалы и оборудование:Надутые воздушные шары, кусочки ткани и бумаги. Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, кусочки ткани и бумаги.
Отражение: Лэпбук «Статическое электричество»
Литература: [1, стр. 73] [4, стр. 69]
3. «Какие свойства?» (свойства воды, льда, снега)
Задачи: Расширять представление детей о свойствах снега и льда воды; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем. Обогать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный)
Материалы и оборудование:Емкости со льдом и снегом, водой; по два пустых стакана на каждого ребенка, картинки с изображениями снежинок, зимних забав; посылка, игрушка Снеговичок, снеговички-фишки, по две снежинки на каждого ребенка, магнитофон, карточки с изображением опытов
Отражение: Пополнение новой информацией лэпбука «Чудо-вода»
Литература:[ 1, стр. 72] [2, стр. 130] [ 3, стр. 18]
4. «Волшебница – вода»
Задачи: В атмосфере сотрудничества углублять и совершенствовать знания о воде; поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Закреплять представления детей о свойствах воды опытным путем.
Материалы и оборудование:Картина с изображением воды в разных состояниях, баночки для воды, тарелки для льда, лед, салфетки для вытирания рук, пробирки с водой, спички, сухое горючее, подставка для сухого горючего, зеркало, картинки для моделирования, чайник.
Литература: [2, стр. 168] [ 3, стр. 24]
Январь
1. «Разноцветные сосульки
Задачи: Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре,
полученные в ходе поисковой деятельности
Материалы и оборудование:Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм деятельности.
Отражение: Стенгазета «Мы исследователи»Лэпбук «Зима» (пополнение новой информацией)
Литература:[ 1, стр. 75]
2. «Веселый снеговик»
Задачи: Формировать представление детей о снеге и его свойствах. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
Материалы и оборудование:Модуль «тучка со снежинками», салфетки для вытирания рук, пластиковые ложки, лейка с горячей водой, два пластимковых контейнера с отметкой, аудиозапись «Ваьса снежных хлопьев» П Чайковского, картинки «Вода в различных состояниях», картина К. Юона «Волшебница-зима», картинка «Веселый снеговик», пластиковые снежинки по числу детей.
Литература:[2, стр. 160]
3. «Колющие и режущие предметы из разных материалов»
Задачи: Познакомить детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и материалами, из которых они изготовлены. Выяснить условия хранения и правила безопасного использования таких предметов.
Материалы и оборудование:Ножи и вилки пластмассовые, металлические, деревянные; поролон, пенопласт, грабли, спицы из разных материалов; швейные иголки и сломанные ветки деревьев.
Отражение: Лэпбук «Опасные бытовые приборы»
Литература:[ 1, стр. 75]
4. «Горнолыжник»
Задачи: Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами. Реализовать свои творческие возможности, доводит работу до логического конца.
Материалы и оборудование:Иллюстрации на тему «Зимние виды спорта»; кусок картона 20x45, трубочки для коктейля, пластилин, ножницы, цветная бумага, картон, 2 канцелярские скрепки, магнит, клей (все – на каждого ребенка).
Отражение: Аппликация «Горнолыжник»
Литература: [1стр. 76]
Февраль
1. «Как растения пьют воду?»
Задачи: Доказать, что растения всасывают воду и что стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.
Материалы и оборудование: Лупа, стаканы с водой, взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (на каждого ребенка)
Отражение: Зарисовки результата опыта.
Литература: [1, стр, 84]
2. «Ветер-невидимка»
Задачи: Уточнить представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей
Материалы и оборудование:Два больших обруча, два «портрета» ветра, аудиозапись ветра разной силы, набор карточек для дидактической игры «Польза-вред»; соломинки-трубочки для рисования, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, ватманы; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера.
Литература:[2, стр. 115]
3. «Где живет эхо»
Задачи: Показать детям на опыте, как возникает эхо.
Материалы и оборудование:Ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточка, мяч.
Литература: [1, стр. 81]
4. «Как легче плавать»
Задачи: Установить связь между строением и образом жизни птиц
Материалы и оборудование:Картинка с изображение лапок водоплавающих и не водоплавающих птиц, емкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка, лапка из проволоки (без перепонок)
Литература:[1, стр. 74]
Март
1. «Поговорим о весне»
Задачи: Опытно-экспериментальным путем знакомить детей со свойствами воды; воспитывать желание проводить эксперименты, опыты; учить видеть смысловые ошибки и исправлять их. Обобщать знания по теме «Весна»
Материалы и оборудование:Весенние пейзажи; сюжетная картина «Весенние нелепицы»; аудизапись «Звуки природы», ветка тополя в вазе с водой; лаборатория для опытов на детском столике: колбочки, баночки, кувшины, стаканы и пр. ; стаканы с водой, молоком, тарелка с дольками лимона; две одинаковые бутылки из-под молока, закрытые крышками, песонаж Незнайка.
Отражение: Лэпбук «Весна»
Литература:[2, стр. 149]
2. «Вода растворяет некоторые вещества» (Открытое занятие с участием родителей)
Задачи: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах. Развивать умение работать с моделями. Формировать умение делать выводы, доказывать.
Материалы и оборудование:Игрушка Карлсон, коробка, модели «Метод маленьких человечков»(ТРИЗ, игрушечная посуда, вещества для растворения в стаканчиках, ложки, спецодежда, салфетки, игра В. Воскобовича «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки озера Айс» - по числу детей
Отражение: Пополнение новой информацией лэпбука «Чуд-вода»
Литература: [2, стр. 135]
3. «Вода, бумага и дерево»
Задачи: Способствовать обобщению представлений детей о воде и бумаге. Углублять знания о свойствах бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой; Совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую и моторику кистей рук;
Материалы и оборудование:Емкость с водой, тонкая и толстая бумага для оригами, модель деревянного кораблика.
Литература:[ 2, стр. 102]
4. «Темный космос»
Задачи: Продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно.
Материалы и оборудование:Фонарик, стол, линейка
Отражение: Коллективная работа с детьми «Солнечная система»
Литература: [1, стр. 83]
Апрель
1. «На орбите»
Задачи: Установить, что удерживает спутники на орбите. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Развитие умение устанавливать причинно- следственные отношения
Материалы и оборудование:Глобус, фотографии с изображением Земли и космоса. Картинки с изображением различных времен суток. Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра.
Отражение: Выставка рисунков, поделок «Неизведанный космос.» (совместно с родителями)
Литература: [1, стр. 83] [4, стр. 37, 41]
2. «Почему все падает на землю?»
Задачи: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.
Материалы и оборудование: Предметы из разных материалов (дерево, металл, плассмасса, бумага, пух, емкость с водой, песком, металлические шарики.
Отражение: Лэпбук «Земля»
Литература: [1, стр. 70]
2. «В гостях у профессора всезная»
Задачи: Закрепить знания детей о росте растений; учить проводить исследования (опыты с землей, делать выводы; Познакомить с составом и свойствами земли. Развивать любознательность, интерес к окружающему миру.
Материалы и оборудование:Пластиковые тарелки, стаканчики с землей, ложки, лупы – по числу детей; колба с землей, свеча, 2 колпака, горшочек с землей и горшочек м выращенной травой.
Литература: [2, стр. 156]
3. «Как происходит извержение вулкана»
Задачи: Познакомить детей с природным явлением – извержение вулкана.
Материалы и оборудование:Макет вулкана,поддон, картон, клей, сода, уксус, красная краска, моющая жидкасть, блокноты для фиксации наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка.
Отражение: Блокноты (рисунки) с зарисовками результата эксперимента. Выставка «Опасные вулканы» Стенгазета «Мы геологи»
Литература: [ 2, стр. 95]
Май
1. «Магнит-фокусник»
Задачи: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
Материалы и оборудование:Магниты, мелкие кусочки бумаги, пластмассы, ткани, скрепки, гвоздики, стаканы с водой, ключ, картон, машинки, волшебная палочка, карандаши простые, рабочие листы, емкость с водой, пенопласт.
. Отражение: Лэпбук «Магнит»
Литература:[1, стр. 82] [4]
2. Транспорт, какой он?»
Задачи: Учить детей анализировать форму и строение объекта; учить видеть проблемы, наблюдать, делать умозаключения и выводы; уметь объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Материалы и оборудование: и Изображения различных видов транспорта, игрушечные машины с колесами и без колес, колеса разного размера, листы бумаги небольшого размера, цветные карандаши или фломастеры для фиксирования результатов,папка исследователя.
Отражение: Лэпбук «Транспорт» Фотогазета «Почемучки»
Литература:[2, стр. 110]
Кроме плановых экспериментов, проводятся случайные наблюдения и эксперименты, а также эксперименты как ответ на детский вопрос.
Литература
1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 с.
2. Нищева Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. (Библиотека «Дошкольная педагогика»)
3. Веракса Н. Е., Галимова О. Р. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАЙКА –СИНТЕЗ, 2016. – 80с.
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М: Педагогическое общество России, 2003.-80с.
5. Интернет-сайты