Папки-передвижки

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе (1 фото)

Ирина Сазонова
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель и задачи программы

Цели:

- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

Публикация «Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности „Почемучки“ в старшей группе» размещена в разделах

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость)

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе

Сентябрь

1. «Как человек измеряет?»

Задачи: Развивать сенсорные способности детей в плане измерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т. п. Стимулировать ответы детей на вопросы : «Кто ты?», Какой ты?» «Чем мы видим?» «Чем мы слышим?» и т. п. Формировать понимание, что человек – часть природы.

Материалы и оборудование: Предметы: для дидактических игр «Определи на ощупь», «Угадай на вкус», «Узнай предмет по звуку», «Узнай по описанию». Иллюстрации по теме «Человек»

Отражение: Совместное создание и пополнение лэпбука «Тело человека»

Литература: [4, стр. 33], [5]

2. «Наши помощники - глаза»

Задачи: Познакомить со строением глаза, функцией его частей. Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения.

Материалы и оборудование: Большое зеркало, маленькие зеркала, настольная лампа, пиктограммы (брови, ресницы, веко, глазное яблоко, изображения строения глаза, бумажные овалы лица и части лица, вырезанные из бумаги (глаза, брови, нос, рот, веко с ресницами, пары зрачков нескольких цветов

Отражение: Совместное создание и пополнение с детьми лэпбука «Глаза и зрение», Создание дидактических игр: «Эмоции», «Части тела»

Литература: [1, стр. 64, 78]

Октябрь

1. «Если не видишь»

Задачи: Научить узнавать различные виды тканей, сравнивать их качество и свойства, объяснить, что свойства материалов обусловливают способ его применения. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами.

Материалы и оборудование: Повязки на глаза из разных материалов (плотных и прозрачных); небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат и др., ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.

Отражение: Викторина «Мое тело» (закрепление полученных знаний)

Литература: [1, стр. 77]

2. Знакомый незнакомый апельсин

Задачи: Формировать представления детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Расширять представления детей о ЗОЖ. Продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легкий, легче воды); Закреплять умение группировать предметы по разным признакам, развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

Материалы и оборудование: Емкость для воды, лупы, фрукты (яблоко, апельсин, мандарин, лимон, банан, предметные картинки с изображением продуктов питания (овощи, молочные продукты, мясо, рыба, колбаса,кондитерские изделия, напитки, птиц (воробей, утка, ворона, бумага, фломастеры.

Отражение: Коллективная работа (рисунки детей): «Необычный апельсин»

Литература: [2, стр. 164 ]

3. «Упрямый воздух»

Задачи: Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы и оборудование:Шприцы (без иголок) для каждого ребенка, емкость с подкрашенной водой.

Отражение: Создание лэпбука «Воздух»

Литература:[1, стр. 79][ 3, стр. 61-64]

4. «Почему осенью листья желтеют?»

Задачи: Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

Материалы и оборудование:Рябина, растущая рядом с детским садом, календарь погоды, уличный градусник, температурный график.

Отражение: Создание лэпбука «Осень»

Литература: [ 1, стр. 67]

Ноябрь

1. «Чудо-вода»

Задачи: Закрепить знания детей о свойствах и агрегатном состоянии воды. Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование:Микроскоп, соль, сахар, молоко, таблички «Мы исследователи» с эмблемой, стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки – по числу детей.

Отражение: Создание лэпбука «Чудо-вода»

Литература: [2, стр. 97]

2. «Пар – тоже вода»

Задачи: Показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при обращении с кипятком.

Материалы и оборудование:Термос к кипятком, зеркало или стекло, знак «Осторожно, кипяток»

Литература: [1, стр. 67] [ 3, стр. 20, 34]

3. «Удивительные камни»

Задачи: Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами

Материалы и оборудование:Фотографии, картинки гор и горных ландшафтов, «волшебный мешочек»,набор схем-рисунков, шапка ученого, набор камней –по числу детей; лупы, стакан с водой, ложка; большие подносы, салфетки маленькие и большие, коробка с ячейками.

Отражение: Лэпбук «Камни»,

Литература: [2, стр. 121]

4. «Сравнение свойства песка и камня»

Задачи: Уточнить представления детей о свойствах объектах неживой природы (песка, воды, камней, развивать умение сравнивать материалы, проводя опыты, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках; расширять и обогащать словарный запас (лупа, песчинки, шершавый).

Материалы и оборудование:Песок, вода, камни, лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, «ящик ощущений», мешочки, альбомного листа, подушки для пола.

Отражение: Лэпбук «Свойства песка» Выставка «Удивительные камни»

Литература: [2, стр. 106]

5. Что узнал незнайка о сахарном песке и соли, или определение свойств разных веществ» (открытое занятие)

Задачи: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе экспериментирования. Закрепить и дополнить знания детей о свойствах разных веществ.

Материалы и оборудование: По числу детей – 6 мерных стаканчиков (5 с водой, лупа, оранжевый стаканчик с сахарным песком, оранжевая баночка с крышкой с сахарной пудрой, голубой стаканчик с солью ложка, палочки, лист черного картона; 44 стола для экспериментирования; чайник с горячей водой; поднос с чашками для чаепития; таблица; персонаж Незнайка.

Отражение: Лэпбуки «Соль», «Сахар».

Литература:[2, стр. 142]

Декабрь

1. «Плавание тел. Изготовление корабля»

Задачи: Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию

Материалы и оборудование: Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы – скрепки, кнопки; бумага; картинки с изображение парохода.

Литература:[3, стр. 66]

2. «Волшебный шарик», «Волшебники»

Задачи: Познакомит детей с понятием «электричество», «электрический ток». Объяснить природу молнии. С помощью опыта установит причину возникновения статического электричества.

Материалы и оборудование:Надутые воздушные шары, кусочки ткани и бумаги. Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, кусочки ткани и бумаги.

Отражение: Лэпбук «Статическое электричество»

Литература: [1, стр. 73] [4, стр. 69]

3. «Какие свойства?» (свойства воды, льда, снега)

Задачи: Расширять представление детей о свойствах снега и льда воды; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем. Обогать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный)

Материалы и оборудование:Емкости со льдом и снегом, водой; по два пустых стакана на каждого ребенка, картинки с изображениями снежинок, зимних забав; посылка, игрушка Снеговичок, снеговички-фишки, по две снежинки на каждого ребенка, магнитофон, карточки с изображением опытов

Отражение: Пополнение новой информацией лэпбука «Чудо-вода»

Литература:[ 1, стр. 72] [2, стр. 130] [ 3, стр. 18]

4. «Волшебница – вода»

Задачи: В атмосфере сотрудничества углублять и совершенствовать знания о воде; поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Закреплять представления детей о свойствах воды опытным путем.

Материалы и оборудование:Картина с изображением воды в разных состояниях, баночки для воды, тарелки для льда, лед, салфетки для вытирания рук, пробирки с водой, спички, сухое горючее, подставка для сухого горючего, зеркало, картинки для моделирования, чайник.

Литература: [2, стр. 168] [ 3, стр. 24]

Январь

1. «Разноцветные сосульки

Задачи: Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре,

полученные в ходе поисковой деятельности

Материалы и оборудование:Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм деятельности.

Отражение: Стенгазета «Мы исследователи»Лэпбук «Зима» (пополнение новой информацией)

Литература:[ 1, стр. 75]

2. «Веселый снеговик»

Задачи: Формировать представление детей о снеге и его свойствах. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Материалы и оборудование:Модуль «тучка со снежинками», салфетки для вытирания рук, пластиковые ложки, лейка с горячей водой, два пластимковых контейнера с отметкой, аудиозапись «Ваьса снежных хлопьев» П Чайковского, картинки «Вода в различных состояниях», картина К. Юона «Волшебница-зима», картинка «Веселый снеговик», пластиковые снежинки по числу детей.

Литература:[2, стр. 160]

3. «Колющие и режущие предметы из разных материалов»

Задачи: Познакомить детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и материалами, из которых они изготовлены. Выяснить условия хранения и правила безопасного использования таких предметов.

Материалы и оборудование:Ножи и вилки пластмассовые, металлические, деревянные; поролон, пенопласт, грабли, спицы из разных материалов; швейные иголки и сломанные ветки деревьев.

Отражение: Лэпбук «Опасные бытовые приборы»

Литература:[ 1, стр. 75]

4. «Горнолыжник»

Задачи: Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами. Реализовать свои творческие возможности, доводит работу до логического конца.

Материалы и оборудование:Иллюстрации на тему «Зимние виды спорта»; кусок картона 20x45, трубочки для коктейля, пластилин, ножницы, цветная бумага, картон, 2 канцелярские скрепки, магнит, клей (все – на каждого ребенка).

Отражение: Аппликация «Горнолыжник»

Литература: [1стр. 76]

Февраль

1. «Как растения пьют воду?»

Задачи: Доказать, что растения всасывают воду и что стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Материалы и оборудование: Лупа, стаканы с водой, взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (на каждого ребенка)

Отражение: Зарисовки результата опыта.

Литература: [1, стр, 84]

2. «Ветер-невидимка»

Задачи: Уточнить представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей

Материалы и оборудование:Два больших обруча, два «портрета» ветра, аудиозапись ветра разной силы, набор карточек для дидактической игры «Польза-вред»; соломинки-трубочки для рисования, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, ватманы; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера.

Литература:[2, стр. 115]

3. «Где живет эхо»

Задачи: Показать детям на опыте, как возникает эхо.

Материалы и оборудование:Ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточка, мяч.

Литература: [1, стр. 81]

4. «Как легче плавать»

Задачи: Установить связь между строением и образом жизни птиц

Материалы и оборудование:Картинка с изображение лапок водоплавающих и не водоплавающих птиц, емкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка, лапка из проволоки (без перепонок)

Литература:[1, стр. 74]

Март

1. «Поговорим о весне»

Задачи: Опытно-экспериментальным путем знакомить детей со свойствами воды; воспитывать желание проводить эксперименты, опыты; учить видеть смысловые ошибки и исправлять их. Обобщать знания по теме «Весна»

Материалы и оборудование:Весенние пейзажи; сюжетная картина «Весенние нелепицы»; аудизапись «Звуки природы», ветка тополя в вазе с водой; лаборатория для опытов на детском столике: колбочки, баночки, кувшины, стаканы и пр. ; стаканы с водой, молоком, тарелка с дольками лимона; две одинаковые бутылки из-под молока, закрытые крышками, песонаж Незнайка.

Отражение: Лэпбук «Весна»

Литература:[2, стр. 149]

2. «Вода растворяет некоторые вещества» (Открытое занятие с участием родителей)

Задачи: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах. Развивать умение работать с моделями. Формировать умение делать выводы, доказывать.

Материалы и оборудование:Игрушка Карлсон, коробка, модели «Метод маленьких человечков»(ТРИЗ, игрушечная посуда, вещества для растворения в стаканчиках, ложки, спецодежда, салфетки, игра В. Воскобовича «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки озера Айс» - по числу детей

Отражение: Пополнение новой информацией лэпбука «Чуд-вода»

Литература: [2, стр. 135]

3. «Вода, бумага и дерево»

Задачи: Способствовать обобщению представлений детей о воде и бумаге. Углублять знания о свойствах бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой; Совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую и моторику кистей рук;

Материалы и оборудование:Емкость с водой, тонкая и толстая бумага для оригами, модель деревянного кораблика.

Литература:[ 2, стр. 102]

4. «Темный космос»

Задачи: Продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно.

Материалы и оборудование:Фонарик, стол, линейка

Отражение: Коллективная работа с детьми «Солнечная система»

Литература: [1, стр. 83]

Апрель

1. «На орбите»

Задачи: Установить, что удерживает спутники на орбите. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Развитие умение устанавливать причинно- следственные отношения

Материалы и оборудование:Глобус, фотографии с изображением Земли и космоса. Картинки с изображением различных времен суток. Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра.

Отражение: Выставка рисунков, поделок «Неизведанный космос.» (совместно с родителями)

Литература: [1, стр. 83] [4, стр. 37, 41]

2. «Почему все падает на землю?»

Задачи: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.

Материалы и оборудование: Предметы из разных материалов (дерево, металл, плассмасса, бумага, пух, емкость с водой, песком, металлические шарики.

Отражение: Лэпбук «Земля»

Литература: [1, стр. 70]

2. «В гостях у профессора всезная»

Задачи: Закрепить знания детей о росте растений; учить проводить исследования (опыты с землей, делать выводы; Познакомить с составом и свойствами земли. Развивать любознательность, интерес к окружающему миру.

Материалы и оборудование:Пластиковые тарелки, стаканчики с землей, ложки, лупы – по числу детей; колба с землей, свеча, 2 колпака, горшочек с землей и горшочек м выращенной травой.

Литература: [2, стр. 156]

3. «Как происходит извержение вулкана»

Задачи: Познакомить детей с природным явлением – извержение вулкана.

Материалы и оборудование:Макет вулкана,поддон, картон, клей, сода, уксус, красная краска, моющая жидкасть, блокноты для фиксации наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка.

Отражение: Блокноты (рисунки) с зарисовками результата эксперимента. Выставка «Опасные вулканы» Стенгазета «Мы геологи»

Литература: [ 2, стр. 95]

Май

1. «Магнит-фокусник»

Задачи: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Материалы и оборудование:Магниты, мелкие кусочки бумаги, пластмассы, ткани, скрепки, гвоздики, стаканы с водой, ключ, картон, машинки, волшебная палочка, карандаши простые, рабочие листы, емкость с водой, пенопласт.

. Отражение: Лэпбук «Магнит»

Литература:[1, стр. 82] [4]

2. Транспорт, какой он?»

Задачи: Учить детей анализировать форму и строение объекта; учить видеть проблемы, наблюдать, делать умозаключения и выводы; уметь объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Материалы и оборудование: и Изображения различных видов транспорта, игрушечные машины с колесами и без колес, колеса разного размера, листы бумаги небольшого размера, цветные карандаши или фломастеры для фиксирования результатов,папка исследователя.

Отражение: Лэпбук «Транспорт» Фотогазета «Почемучки»

Литература:[2, стр. 110]

Кроме плановых экспериментов, проводятся случайные наблюдения и эксперименты, а также эксперименты как ответ на детский вопрос.

Литература

1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 с.

2. Нищева Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. (Библиотека «Дошкольная педагогика»)

3. Веракса Н. Е., Галимова О. Р. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАЙКА –СИНТЕЗ, 2016. – 80с.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М: Педагогическое общество России, 2003.-80с.

5. Интернет-сайты

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе Перспективный план кружковой работы по экологии в старшей группе Перспективный план кружка «Юный эколог» на 2015-2016 гг. (старшая группа).

ОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Красавица картошка» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле. Задачи: - уточнить и расширить знания о картофеле; обогащать и систематизировать знания.

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Перспективный план кружковой работы по лепке из соленого теста в старшей группе «Ловкие ладошки» Перспективный план кружковой работы "Ловкие ладошки" по лепке из соленого теста в старшей группе Лепка из соленого теста.

Перспективный план кружковой работы по ФЭМП «Маленький Пифагор» (подготовительная группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА» Перспективный план по ФЭМП кружок «Маленький Пифагор».

Перспективный план кружковой работы «Оригами» План кружка "Оригами" Воспитатель: Егомина Марина Валерьевна Пояснительная записка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в.

Перспективный план кружковой работы в средней группе «Непоседы» по экспериментированию «Наука через искусство» «Самая значительная вещь, с которой мы можем экспериментировать, - непостижимость. Это основное чувство, которое стоит у истоков истинного.

Перспективный план кружковой работы в старшей группе по экологическому воспитанию «12 месяцев» - Хорошо у вас на море-океане, На острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас луга зеленные, реки синие. У нас поля бескрайние,.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Сентябрь 1.«Росток» Задачи: Закрепить и обобщить знания о воде,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе
Опубликовано: 27 марта 2018 в 03:16
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сазонова (УИ 183988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД