ЛИЛИЯ КРЮКОВА
Организация экологообразовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря об экологическом образовании детей дошкольного возраста, нельзя не рассказать об организации экологической работы в группах раннего возраста, так как, обычно, этот вопрос не всегда затрагивается на больших форумах.
Основной формой ознакомления детей 2 – 3 года жизни с природой на сегодняшнем этапе экологического образования становится прогулка. На прогулке ребенок больше двигается, наблюдает явления природы и живые объекты, непосредственно действует с предметами, познает многообразие форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
Публикация «Организация экологообразовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного» размещена в разделах
Участок для детей этого возраста должен быть оснащен всем необходимым для их всестороннего развития. Размещение пособий следует продумать таким образом, чтобы дети могли свободно двигаться по всей площадке. Общее требование к пособиям это их конструктивность: они должны легко собираться, разбираться и при необходимости менять свое назначение. Дети второго года жизни могут и должны свободно пользоваться бревном для перелезания, дугами для подлезания, на участке хорошо поставить горку, качели, лесенки-ступеньки; летом это песочница, небольшой надувной бассейн для игр с водой. На участке для детей третьего года жизни появляются пеньки разные по высоте, их можно расположить в форме гусеницы, всевозможные приспособления для игр с мячом, бум в виде конька-горбунка или крокодила. Цветники на участке для детей данного возраста лучше всего располагать в виде небольших рабаток.
В зимнее время на участке следует оставлять больше места для подвижных игр детей, продумать, где лучше всего соорудить горку для катания и рядом вместе с детьми во время оттепели соорудить горку для катания кукол. Правильный подбор игрового материала, всевозможные постройки и атрибуты помогут в организации содержательных игр на прогулке в любое время года.
Помимо активизации двигательной активности детей, воспитатель на прогулке систематически проводит ознакомление с явлениями неживой природы, с животным и растительным миром. Лучше всего наблюдения проводить с небольшими группами детей, так у воспитателя больше уверенности, что все дети увидят и услышат ее. Наблюдения на участке планируются систематически, определяется цель и приемы работы. В вечернее время тема и цель наблюдения может быть той же, что и утром, но с другим набором приемов работы. Перемена места наблюдения также стимулирует умственную активность ребенка. Очень хорошо сочетать наблюдение на участке с активными движениями. Так, при рассматривании цветов на клумбе воспитатель просит детей второго года жизни показать красные, а затем синие цветы. Детям третьего года даются более сложные задания: отыскать ромашки, пионы и т. д.
Возможность близко рассматривать растения и животных, разнообразно действовать с природным материалом, слышать звуки, ощущать запахи углубляет представления детей об окружающем мире, но правильно осмыслить и понять увиденное, они смогут лишь с помощью взрослого. Необходимо научить детей видеть и замечать существенные признаки живой природы, используя приемы наглядно-действенного обучения.
Благодаря систематической работе воспитателя дети второго года жизни могут отличить воробья от голубя; кто грызет, а кто клюет пищу; к трем годам навыки обобщения совершенствуются, дети могут самостоятельно рассказывать, что ворона, голубь – это птицы.
К аналогичным выводам приводит планомерная работа с детьми на материале по ознакомлению с объектами растительного мира. Дети второго года жизни способны различать цветы, траву, деревья и кусты. На третьем году жизни они могут самостоятельно называть эти растения, а также показывать, где лист, цветок, ствол и ветки. Хорошо сочетать получение знаний детьми с игрой типа : «Раз, два, три к дереву беги» или «Раз, два, три листья от березы подними», в этом случае счет помогает собрать внимание и сосредоточить его на выполнении задания.
Конечно, для самих малышей получение знаний второстепенно, главное то, как эти знания поданы воспитателем. Яркая, эмоциональная речь, красивый объект – это в первую очередь привлечет внимание малыша.
Наблюдение можно закончить выполнением задания для всех детей, например, принести листики, шишки, желуди и др. Собранный природный материал хорошо использовать для развития сенсорных способностей детей. Ребенок непосредственно знакомится с поверхностью, ощущает тяжесть, уточняет форму и величину предмета. Очень нравятся детям загадки типа: «Отгадай, что я положу тебе в ладошки : камешек или шишку? травку или веточку?»
Наблюдения за явлениями неживой природы целесообразно связывать с личным опытом каждого ребенка. Одеваясь на прогулку, хорошо использовать дидактическую куклу.
Малыши перечисляют предметы одежды куклы и свои. Воспитатель связывает ответы детей с погодными условиями: «Холодно. Лежит снег. Мы одеваем теплые штанишки, носки, сапоги, шубки и шапки». Таким образом, явления природы легче запоминаются малышами.
Целевые прогулки проводятся в течение года по территории детского сада и на улицу (недалеко от дошкольного учреждения). Объектом для наблюдения может быть красивый цветник, цветущая сирень или плодовое дерево.
Наблюдая вместе со взрослым за трудом дворника, старших ребят на участке, дети двух-трех лет в силу своей активности не могут оставаться в стороне. Выполнение несложных поручений взрослого, включение детей в трудовые действия старших дошкольников на прогулке особенно ценны. Доступность природного материала, возможность разнообразно действовать с ним, подражая старшим детям, эмоционально воздействует на детей, повышает их активность.
Большое значение для успешного завершения дела имеет умение воспитателя увлечь детей, поддержать их интерес в течении всего времени, которое требуется на выполнение данного поручения, а в конце выполнения задания похвалить малышей, поблагодарить их за помощь.
Во время правильно спланированной прогулки дети успевают и понаблюдать и совместно со взрослыми сделать что-то полезное на участке, свободно подвигаться и пообщаться со сверстниками. Все это приносит радость, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии малыша, способствует развитию воображения и творчества ребенка.
Экологическое образование является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная его цель – воспитать у детей любовь к природе, желание стать ее защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться ее богатствами.