ЛИЛИЯ КРЮКОВА
Организация экологообразовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря об экологическом образовании детей дошкольного возраста, нельзя не рассказать об организации экологической работы в группах раннего возраста, так как, обычно, этот вопрос не всегда затрагивается на больших форумах.
Основной формой ознакомления детей 2 – 3 года жизни с природой на сегодняшнем этапе экологического образования становится прогулка. На прогулке ребенок больше двигается, наблюдает явления природы и живые объекты, непосредственно действует с предметами, познает многообразие форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
Темочки:
Участок для детей этого возраста должен быть оснащен всем необходимым для их всестороннего развития. Размещение пособий следует продумать таким образом, чтобы дети могли свободно двигаться по всей площадке. Общее требование к пособиям это их конструктивность: они должны легко собираться, разбираться и при необходимости менять свое назначение. Дети второго года жизни могут и должны свободно пользоваться бревном для перелезания, дугами для подлезания, на участке хорошо поставить горку, качели, лесенки-ступеньки; летом это песочница, небольшой надувной бассейн для игр с водой. На участке для детей третьего года жизни появляются пеньки разные по высоте, их можно расположить в форме гусеницы, всевозможные приспособления для игр с мячом, бум в виде конька-горбунка или крокодила. Цветники на участке для детей данного возраста лучше всего располагать в виде небольших рабаток.
В зимнее время на участке следует оставлять больше места для подвижных игр детей, продумать, где лучше всего соорудить горку для катания и рядом вместе с детьми во время оттепели соорудить горку для катания кукол. Правильный подбор игрового материала, всевозможные постройки и атрибуты помогут в организации содержательных игр на прогулке в любое время года.
Помимо активизации двигательной активности детей, воспитатель на прогулке систематически проводит ознакомление с явлениями неживой природы, с животным и растительным миром. Лучше всего наблюдения проводить с небольшими группами детей, так у воспитателя больше уверенности, что все дети увидят и услышат ее. Наблюдения на участке планируются систематически, определяется цель и приемы работы. В вечернее время тема и цель наблюдения может быть той же, что и утром, но с другим набором приемов работы. Перемена места наблюдения также стимулирует умственную активность ребенка. Очень хорошо сочетать наблюдение на участке с активными движениями. Так, при рассматривании цветов на клумбе воспитатель просит детей второго года жизни показать красные, а затем синие цветы. Детям третьего года даются более сложные задания: отыскать ромашки, пионы и т. д.
Возможность близко рассматривать растения и животных, разнообразно действовать с природным материалом, слышать звуки, ощущать запахи углубляет представления детей об окружающем мире, но правильно осмыслить и понять увиденное, они смогут лишь с помощью взрослого. Необходимо научить детей видеть и замечать существенные признаки живой природы, используя приемы наглядно-действенного обучения.
Благодаря систематической работе воспитателя дети второго года жизни могут отличить воробья от голубя; кто грызет, а кто клюет пищу; к трем годам навыки обобщения совершенствуются, дети могут самостоятельно рассказывать, что ворона, голубь – это птицы.
К аналогичным выводам приводит планомерная работа с детьми на материале по ознакомлению с объектами растительного мира. Дети второго года жизни способны различать цветы, траву, деревья и кусты. На третьем году жизни они могут самостоятельно называть эти растения, а также показывать, где лист, цветок, ствол и ветки. Хорошо сочетать получение знаний детьми с игрой типа : «Раз, два, три к дереву беги» или «Раз, два, три листья от березы подними», в этом случае счет помогает собрать внимание и сосредоточить его на выполнении задания.
Конечно, для самих малышей получение знаний второстепенно, главное то, как эти знания поданы воспитателем. Яркая, эмоциональная речь, красивый объект – это в первую очередь привлечет внимание малыша.
Наблюдение можно закончить выполнением задания для всех детей, например, принести листики, шишки, желуди и др. Собранный природный материал хорошо использовать для развития сенсорных способностей детей. Ребенок непосредственно знакомится с поверхностью, ощущает тяжесть, уточняет форму и величину предмета. Очень нравятся детям загадки типа: «Отгадай, что я положу тебе в ладошки : камешек или шишку? травку или веточку?»
Наблюдения за явлениями неживой природы целесообразно связывать с личным опытом каждого ребенка. Одеваясь на прогулку, хорошо использовать дидактическую куклу.
Малыши перечисляют предметы одежды куклы и свои. Воспитатель связывает ответы детей с погодными условиями: «Холодно. Лежит снег. Мы одеваем теплые штанишки, носки, сапоги, шубки и шапки». Таким образом, явления природы легче запоминаются малышами.
Целевые прогулки проводятся в течение года по территории детского сада и на улицу (недалеко от дошкольного учреждения). Объектом для наблюдения может быть красивый цветник, цветущая сирень или плодовое дерево.
Наблюдая вместе со взрослым за трудом дворника, старших ребят на участке, дети двух-трех лет в силу своей активности не могут оставаться в стороне. Выполнение несложных поручений взрослого, включение детей в трудовые действия старших дошкольников на прогулке особенно ценны. Доступность природного материала, возможность разнообразно действовать с ним, подражая старшим детям, эмоционально воздействует на детей, повышает их активность.
Большое значение для успешного завершения дела имеет умение воспитателя увлечь детей, поддержать их интерес в течении всего времени, которое требуется на выполнение данного поручения, а в конце выполнения задания похвалить малышей, поблагодарить их за помощь.
Во время правильно спланированной прогулки дети успевают и понаблюдать и совместно со взрослыми сделать что-то полезное на участке, свободно подвигаться и пообщаться со сверстниками. Все это приносит радость, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии малыша, способствует развитию воображения и творчества ребенка.
Экологическое образование является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная его цель – воспитать у детей любовь к природе, желание стать ее защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться ее богатствами.