Казачкова Анастасия
Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»
Старшая группа
Тема проекта: «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»
Участники:
• Дети старшего дошкольного возраста группы
Публикация «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
списочный состав – 21 человек, из них в проекте участвовали – 19 человек.
• Воспитатели старшей группы
• Родители воспитанников.
Тип проекта: краткосрочный.
Срок реализации проекта: 01 марта – 31 марта 2019 года.
Актуальность проекта:
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Все чаще можно видеть небрежное, порой безжалостное отношение к природе не только детей, но и взрослых. Поэтому необходимо проводить работу по экологическому воспитанию не только у детей, но и у родителей.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Проектно-исследовательская деятельность заняла своё место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребёнок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребёнка, реализуются первые творческие проявления.
Для повышения эффективности организации экологического воспитания детей дошкольного возраста мы использовали современные педагогические технологии.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
В проекте представлены некоторые педагогические технологии и их эффективное использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технология исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя;
• игровая технология;
• технология «ТРИЗ» и др.
При реализации проекта мы используем такие современные педагогические технологии, как:
1. Игровая технология (квест-игра, театрально-игровая деятельность)
2. Технология исследовательской деятельности;
3. Информационно-коммуникативная технология
4. Технология ТРИЗ
Цель проекта - создание условий для организации эффективной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через использование современных педагогических технологий; формирование экологической культуры у дошкольников.
Задачи проекта:
1. Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.
2. Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.
3. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
4. Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.
5. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.
6. Развитие у старших дошкольников способность к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
7. Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому типу мышления.
8. Организация экологическое образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
9. Повышение уровень усвоения ребенком предметного содержания экологического обучения в форме игры.
10. Развитие фантазии детей, обучение их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
11. Привлечение внимания родителей к данной теме, вооружение их элементарными знаниями и навыками в использовании современных педагогических технологий в экологическом воспитании.
Продукты проекта:
План по экологическому воспитанию детей, путем использования различных современных педагогических технологий и дидактических игр для детей старшей группы, составленный с учётом требований ФГОС ДО;
Консультации и рекомендации для родителей;
Наглядный демонстрационный материал;
Картотеки;
Дневник наблюдений за растениями;
Конспект занятия;
Макеты;
Дидактические игры;
Фотоотчет о проделанной работе.
Методы реализации проекта:
• практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
• словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы о природе, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог;
• наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций о природе, картин, фотографий, рисунков, поделок, др. ;
• игровые: дидактические игры, сюрпризный момент, ситуации, общения;
• инновационные - использование элементов ТРИЗ при проведении опытов, проведение ООД в форме квест-игры.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Природный материал
Этапы реализации проекта:
Этапы Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительный Анкетирование родителей
Составление плана реализации проекта
Составление конспекта ООД «Квест-игра «Загадки тетушки Непогодушки» для педагогов и родителей.
Изучение методической литературы
Беседа с детьми
Оформление картотеки экологических игр
Основной
1. Обогощение эколого–игровой среды.
2. Оформление наглядно – агитационного материала для родителей по организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций.
3. Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
4. Проведение занятий с детьми по экологическому воспитанию с применением ТРИЗ-технологии.
5. Подготовка стенгазеты «Экология в картинках».
6. Организация выставки рисунков на тему «Волшебный мир зверей и птиц"
7. Разработка дидактических игр.
8. Организация опытнической деятельности и экспериментирования по экологическому воспитанию.
9. Труд и наблюдение в уголке природы группы.
10. Изготовление макетов для экологического центра, привлечение родителей воспитанников для их изготовления.
11. Показ развивающих фильмов по экологическому воспитанию для детей. 1
Завершающий
1. Проведение открытой ООД по экологическому воспитанию «Квест-игра «Загадки тетушки Непогодушки» для педагогов и родителей.
2. Подведение итогов реализации проекта на педагогическом совете
Управление проектом:
• Руководители проекта — воспитатели старшей группы
• Участники проекта – воспитатели старшей группы, дети старшей группы, родители старшей группы
• Эксперт – старший воспитатель
Литература:
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. : Айрис – Пресс, 2008 -208 с.
2. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М. : Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.-232 с.
3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
4. Николаева С. Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.
5. Калинин В. Б. Вестник АсЭко: ресурсная база гуманистической модели экологического образования // Вестник АсЭкО–Все об экологическом образовании детей. No 1(15). –1998. –С. 5.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. сост. : Л. С. Киселёва, Г. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 4 издание; испр. и доп. – М. : Аркти, 2006 – 96 с.
7. Проектная деятельность в детском саду: Наука и педагогическая практика / сост. Т. В. Миркулова, Е. А. Дубинина, Г. А. Котова, К. Ю. Белая – М. : Школьная пресса, 2010.- 64 с. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; вып. 235)