Каримов Ришат
Организация учебно-воспитательной работы детского дома по формированию здорового образа жизни
“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”
В. А. Сухомлинский
Жизнь ставит новую задачу – формировать у детей убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).Здоровью надо учить.
Публикация «Организация учебно-воспитательной работы детского дома по формированию здорового образа жизни» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывает, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда. Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детских домах, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов. Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.
Ведущая педагогическая задача воспитателя – создание оптимальных условий для формирования потребности в здоровом образе жизни у воспитанников детского дома. Положительные результаты формирования потребности воспитанников в здоровом образе жизни в процессе организации физкультурно -оздоровительной деятельности будет эффективным при условии, если:
• обучать каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья;
• воспитывать и развивать детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков;
• создавать условия для формирования здорового образа жизни;
• совершенствовать формы работы педагогического коллектива детского дома по формированию здорового образа жизни
. • формировать эмоционально -ценностное отношение к своему здоровью. Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг наших детей с самого детства необходимо создавать такую учебно -познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух компонентов:
Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек. Второй компонент – физкультурно -оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о детском доме, то действия воспитателя должны быть направлены не на то, чтобы ребенок бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы воспитанник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика. Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростков информацию о том вреде вредных привычек. Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний. При организации питания необходимо учитывать особенности развития системы и всего организма и функционирования для конкретного возрастного а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи. В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы: пищеварительной периода, • Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.
• Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.
• Питательные вещества (белки, жиры, углеводы, поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.
• Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.
Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение воспитанников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Необходимо совместными усилиями педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что деятельность педагогов в должна быть направлена, прежде всего, на профилактику появления вредных привычек у подростков – наркомании, табакокурения. Большое внимание, также следует уделить организации свободного времени воспитанников – занятия в кружках и спортивных секциях. В данном случае важно, чтобы в процессе воспитания развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.