Светлана Езенкова
Организация коррекционно-педагогической помощи семьям в инклюзивно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Публикация «Организация коррекционно-педагогической помощи семьям в инклюзивно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Родители являются первыми педагогами. «Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» - гласит закон Российской Федерации «Об образовании».
Поэтому в нашем детском саду работа с семьёй занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, требует особой заботы и внимания, так как состояние ребенка является психической травмой и для родителей.
Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель коррекционно-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ:
• сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
Для решения данной цели в работе поставили ряд задач:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Коррекционно-педагогическую помощь оказываем по следующим направлениям:
• диагностическое - с целью изучения воспитательного потенциала семей и организации взаимодействия;
• профилактическое - социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в семье в условиях образовательного процесса;
• информационно-просветительское - психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение родителей;
• консультативное - консультирование родителей по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам коррекции нарушений в развитии детей.
• психокоррекционное - совместная деятельность специалистов ДОУ и родителей по разработке индивидуальных образовательных маршрутов;
• социокультурное - оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, через проведение совместных с родителями мероприятий.
Обозначив этапы совместной работы педагогов и родителей, мы определили и принципы:
• не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
• находиться в партнерской позиции с родителями;
• вести конструктивный диалог «педагог-родитель».
Оказание коррекционно-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ в вопросах воспитания и обучения ребенка осуществляется всеми специалистами ДОУ: старшим воспитателем, воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, педагогом –психологом, медицинской сестрой, врачом-педиатром, врачом -неврологом.
Основываемся на реализации развивающих и коррекционных программ: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, использовании методических разработок И. А. Морозовой, М. А. Пушкаревой, Н. И. Невзоровой, В. Л. Шарохиной, Л. И. Катаевой.
Для повышения педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ используем традиционные формы взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества.
Проводим родительские собрания в форме тренинга, «круглых столов», «семейной гостиной», «КВН». Оформляем информационные стенды, папки передвижки, из которых родители узнают о достижениях и успехах воспитанников, их жизни в детском саду и о жизни всего детского сада. Совместно с родителями группы один раз в квартал выпускаем газету «Новости о непоседах», где освещаем рубрики: «Семейная страничка», «Здоровый ребенок», «Обучение и воспитание», «Конкурсы», «Вопрос -ответ» и другие. Родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, присутствовать на занятиях. Практикуем такую форму работы, как «День открытых дверей», что позволяет родителям «прожить» целый день в детском саду вместе со своим ребенком. На официальном сайте детского сада с целью консультативной помощи родителям воспитанников с ОВЗ открыта страничка «Азбука советов». Наши родители становятся постоянными участниками совместных праздников, конкурсов, досугов и развлечений. Интересной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Разработали проекты «В каждой семье свои традиции», «Волшебный мир сказок», участниками которых являются воспитанники, родители, специалисты. Сближению детей, родителей и воспитателей в инклюзивно-образовательном процессе ДОУ способствует использование такой формы работы как «Сундучок добрых дел». Это участие родителей в акциях «Заболела эта книжка», «Уютная группа», «Добрые дела детям», «Птицы - наши друзья» и т. д. Чтобы включить родителей в образовательный процесс как активных субъектов, используем мастер-классы, проводимые не только педагогами, но самими родителями.
Дети и родители нашего сада - постоянные участники городского фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья «Поделись улыбкою своей. Родители и дети являются активными участниками творческих выставок, таких как: «Чудеса на огороде», «Детский сад – страна чудес» «Пасхальный сувенир», фотоконкурса «Подари улыбку миру».
Опыт детского сада по организации коррекционно-педагогической помощи родителям показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-образовательный процесс позволяет не только корригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.