Оксана Лучинина
Методические рекомендации по организации работы в Службе ранней помощи в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад был выбран площадкой для организации Службы ранней помощи не случайно. Накоплен значительный опыт коррекционной работы, высокий образовательный ценз педагогов учреждения, удобное местоположение в городе (центр города, близкое расположение транспорта) все это стало основанием для такого выбора.
Основные идеи организации работы были взяты нами из Концепции ранней помощи и на основании этого выстроена работа в подготовке к открытию Службы в три этапа: подготовительный этап, практический – по реализации плана мероприятий и завершающий этап – аналитический, этап на котором будут подводиться итоги результатов работы, если понадобится - корректировка дальнейших планов.
Публикация «Методические рекомендации по организации работы в Службе ранней помощи в ДОО» размещена в разделах
На первом этапе работы была подобрана рабочая группа по подготовке к созданию нового подразделения на основе междисциплинарного подхода. Приказом по учреждению рабочая группа была создана и начала свою работу по изучению имеющейся нормативной документации по организации Службы, изучению опыта работы других регионов в данном вопросе. Кроме этого, группой был тщательно проанализирован кадровый ресурс учреждения с позиции образования, квалификационных требований, материально-техническая база, учебно-методический и предметно-пространственный ресурс учреждения.
Исходя из проведенного анализа, рабочая группа приступила к выбору модели и приняла коллегиальное решение, что служба будет представлять собой комплекс междисциплинарных услуг, который будет обеспечивать: раннее выявление недостатков в развитии, создание системы оказания услуг, формирование развития способностей для оптимальной адаптации, предоставление коррекционной помощи, и в итоге социальную интеграцию семьи.
Все эти мероприятия необходимо было распределить между специалистами Службы, чтобы полностью решить все задачи и, в то же время постараться, чтобы не происходило дублирования между специалистами.
Таким образом, были определены 4 основные направления деятельности Службы:
• Диагностическое (обследование ребенка, выявление проблем, изучение потребностей);
• Коррекционно-развивающее: помощь в выборе ИОМ на базе межведомственного взаимодействия, разработка и реализация коррекционных программ;
• Консультативное: по реализации программ обучения родителей, включения их в коррекционно-педагогический процесс);
• Информационно-просветительское.
Понимая, что если специалисты Службы будут проводить и обследование ребенка, составлять индивидуальный маршрут сопровождения, и сами реализовывать его, то мы как раз получим завершенную комплексную систему, способную обеспечить качественное выполнение коррекционного процесса, наиболее эффективную и последовательную. Мы получим целостный процесс коррекции с его логическим завершением.
Далее Рабочей группой был определен круг специалистов, который бы наиболее полноценно обеспечил работу Службы. В перечень вошли учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, врачи различных специальностей.
Следующим вопросом на рассмотрении Рабочей группы был вопрос повышения квалификации педагогов по программе работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме определения кадрового состава Службы рабочей Группе было необходимо провести анализ ресурсов:
• материально-технического характера: определить помещение, в котором будет располагаться Служба;
• выбора и обновления учебно-методического обеспечения;
• предметно-пространственной среды: было необходимо адаптировать развивающую среду для детей с ОВЗ в возрасте до 3 –х лет;
• финансовых, найти необходимое финансирование для организации службы.
Итогом работы Рабочей группы стал план мероприятий по созданию Службы ранней помощи (так называемая Дорожная карта) в котором, четко отразились все направления деятельности Службы.
На втором этапе, помимо строительных работ, параллельно проводились мероприятия по разработке локальных актов для Службы ранней помощи: разрабатывались положения, должностные инструкции, формы рабочей документации.
На втором же этапе проведена большая работа по выявлению нуждаемости в услугах Службы. Понимали, что дети такие есть и поэтому с помощью различных организаций максимально информировали население города и района о нашем подразделении. Здесь на помощь пришли медицинские и социальные работники, распространяющие наши плакаты, буклеты, памятки. Информировали население и через наш сайт, где была создана страничка Службы ранней помощи.
3 этап работы. Прием первых детей и родителей в Службу ранней помощи начался с Родительского собрания, на котором мы постарались подробно рассказать о планах и задачах Службы. Не все родители правильно поняли цель и задачи Службы и пришли к нам как в модные сейчас «развивайки». Но большинство родителей с детьми прошли первичное обследование и получили заключение, что их малыш действительно нуждается в нашей помощи, Некоторым родителям были даны конкретные консультации и они были записаны на «кратковременное» либо «Длительное консультирование» (это родители, не имеющие возможность приводить детей на занятия в Службу по различным причинам). Такие семьи будут получать консультации в удобное для них время (по предварительному согласованию).
Проблемы с которыми мы столкнулись:
• Отсутствие врача в составе ПМП консилиума Службы
• Отсутствие опыта работы в проведении коррекционной работы с детьми раннего возраста с ОВЗ
• Отсутствие образовательных организаций для прохождения курсов по повышению квалификации по нашему направлению
• Столкнулись с непониманием родителями серьезности проблемы у ребенка и полным игнорированием рекомендаций специалистов, стремлением переложить заботу о ребенке на сотрудников службы (я привела его вам, вот вы и занимайтесь)
У всех сотрудников Службы ранней помощи есть четкое понимание задач на дальнейшую деятельность: это и расширение услуг семьям с детьми с ОВЗ и пополнение программно-методического сопровождения семей, и продолжение повышения своей квалификации, исходя из индивидуальных потребностей каждого ребенка.