Папки-передвижки

Консультация для родителей «Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям»

Юлия Гончаренко
Консультация для родителей «Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор консультации:

воспитатель, первой квалификационной категории

Гончаренко Юлия Станиславовна

СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМ

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.

Публикация «Консультация для родителей „Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям“» размещена в разделах

В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3–5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.

Развитие службы ранней помощи сократит число детей с ОВЗ, которые по достижении школьного возраста смогут без дополнительной поддержки учиться в общем образовательном потоке. Именно те дети успешны в инклюзии, которые прошли раннюю коррекционно-развивающую помощь с рождения, а не только в детском саду, могут успешно обучаться в обычной школе, дружить со своими сверстниками, быть «как все». И это происходит при условии, что в течение первых месяцев жизни выявляются отклонения двигательного, психического, речевого и социального развития.

Во многих регионах Российской Федерации, в том числе и нашем городе Абакане, созданы Службы ранней помощи в центрах социального обслуживания семьи, на базе психолого-медико-педагогической комиссии, в консультационных пунктах.

Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля. Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно - развивающий процесс.

Первые годы жизни ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Прежде всего это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития. Семья играет ведущую роль и несет основную ответственность за процесс и результаты коррекционно-развивающей работы с ребенком. Именно родители являются основными заказчиками образовательных, медицинских и социальных услуг, они же – равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных перспектив и оценке результативности работы.

МАЛЫШ И ЕГО РОДИТЕЛИ

Все родители мечтают вырастить здорового и умного ребенка. Для этого они делают все, что только могут – кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и дорогих игрушек, стараются найти лучших специалистов для консультаций и занятий. Именно родители – самые главные, добрые, любящие и внимательные педагоги ребенка на протяжении всей его жизни!

Первый год жизни ребенка – это особенно важный период, когда основным источником его развития являются близкие взрослые. Чаще всего малыш видит маму и папу, иногда общается только с ними. Именно благодаря их усилиям и заботе он делает первые шаги, произносит первые слова. С каждым днем родители убеждаются, что ребенок обладает поистине огромными возможностями. В здоровом ребенке природой заложено стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Ребенку нужно помочь развить и реализовать свои потенциальные возможности! Не нужно жалеть времени на общение с малышом.

Скоро все труды принесут долгожданные плоды в виде его успехов. Не стоит ждать, пока ребенок станет старше и с ним начнут заниматься педагоги. Родители должны сами научиться правильно общаться, играть, развивать своего малыша, соблюдая разумную требовательность и настойчивость. Все, чему родители и педагоги научат ребенка, станет фундаментом его дальнейших побед.

Воспитание ребенка на первом году жизни – радостное, приятное, но очень трудное и ответственное занятие. Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка.

В этот период в центральной нервной системе происходят стремительные изменения. Ничего подобного в последующие годы не повторится. Поэтому заботиться о нервно-психическом развитии ребенка нужно с рождения, а занятия с ребенком начинать буквально с первых недель и месяцев его жизни. Ребенок рождается совершенно беспомощным. Единственным средством для его выживания являются находящиеся рядом близкие. Основную роль в жизни ребенка выполняет мама. Общение с ней – подлинный источник его развития.

Мать для малыша – это источник комфорта и безопасности. Только она способна удовлетворить все потребности ребенка, как физиологические (в пище, чистоте, комфорте, так и психологические (в эмоциональном общении, поддержке активности к познанию нового). Мать должна научиться понимать подаваемые ребенком сигналы и отвечать на них. Ребенок быстро улавливает эмоциональное состояние своей матери, ее настроение: если она спокойна, он тоже доволен и спокоен; если мама нервничает, переживает, он тоже становится беспокойным и капризным.

Общение ребенка с близкими оказывает влияние на становление его эмоциональных отношений с окружающими людьми. Присутствие близких людей обеспечивает ребенку новые впечатления во взаимодействии с окружающими людьми, разнообразит сенсорные реакции и является хорошим стимулом для развития ребенка. Общение со взрослым является условием и источником психического развития малыша. В процессе общения происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются различные навыки младенца: эмоциональные, сенсорные, двигательные и речевые.

ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ

В младенческом возрасте необходимо обеспечить ребенку общение со взрослым, полноценное вскармливание и хороший гигиенический уход. Особенно важно для младенца эмоциональное благополучие. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержке развития ориентировочно-познавательной деятельности уже в первые месяцы жизни. Именно взрослый создает все условия для полноценного развития ребенка. Основная задача на первом году жизни – формирование у ребенка способов и средств общения со взрослым. Эмоциональное общение со взрослым – ведущий тип деятельности на данном возрастном этапе.

В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития, что обусловлено достижениями ребенка к концу первого года жизни. В процессе совместной деятельности ребенка со взрослым происходит усвоение общественно выработанных способов использования предметов (есть ложкой, рисовать карандашом, садиться на стульчик, катать мяч) в соответствии с их функциональным назначением. Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. Главным в жизни ребенка от одного года до трех лет становится усвоение способов функционального использования предметов, а также интенсивное развитие речи и общения.

Задача специального педагога – помогать каждому ребенку осваивать возрастные умения и навыки, а также грамотно и систематически анализировать полученные результаты. При этом он должен знать основные нормативные показатели развития. Важной задачей педагогического воздействия является выявление нарушений развития и оказание развивающейи коррекционной помощи каждому ребенку в формировании ведущих умений и навыков, характерных для конкретного возрастного периода жизни.

Основные принципы, определяющие систему и последовательность коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни:

• Комплексный характер развивающей работы предусматривает совместную стимуляцию развития всех функций: познавательных, речевых и моторных. • Раннее начало онтогенетически последовательного поэтапного воздействия с учетом актуального уровня развития ребенка.

• Организация педагогической работы в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность.

• Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).

• Гибкое сочетание различных видов, форм и методов педагогической работы. • Соблюдение постоянства условий и единства требований и приемов со стороны взрослого (родителей ребенка и педагогов).

• Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, которое является залогом эффективности развивающего воздействия. Необходима такая организация среды (быта, воспитания, которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками педагогической работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии. Мать должна быть оченьвнимательна к своему малышу и первой бить тревогу при задержке или нарушении развития.

• Динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени. Основная цель развития и воспитания детей первых лет жизни – психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующее адаптации и социализации ребенка на основе удовлетворения его потребностей.

Основные условия развития ребенка от 1 до 3 лет:

• обеспечение предметно-пространственной развивающей среды; • создание благоприятных условий для социального, познавательного, речевого и двигательного развития;

• стимуляция адаптационных механизмов, направленных на охрану и укрепление здоровья детей;

• организация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми первых лет жизни, их воспитанию и развитию. Психолого-педагогический процесс в младенческом и раннем возрасте опирается на идею индивидуального развития ребенка с учетом сензитивных периодов формирования функций. Важнейшими условиями эффективного участия родителей в коррекционно-развивающем процессе являются формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений и его индивидуальных возможностях, повышение педагогического потенциала родителей, а также развитие гармоничных детско-родительских отношений.

Существуют разные виды психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи. По объему помощи выделяют: полное непрерывное сопровождение, периодическое и разовое сопровождение. По форме оно может быть очное, очно-заочное и дистанционное. По месту реализации психолого-педагогическое сопровождение может быть оказано в образовательной организации (консультационный пункт, в условиях медицинского учреждения, в учреждениях соцзащиты, а также в условиях семьи (на дому).

Основными этапами сопровождения являются: этап диагностики, планирования перспектив, коррекционно-развивающей работы с ребенком, этап контроля и оценки и корректировки образовательного маршрута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение – это активный процесс, в котором участвуют взрослый и ребенок. Взрослые (специальные педагоги и родители) должны предоставить ему возможность учиться и создать благоприятные условия, которые будут стимулировать общее развитие ребенка.

Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком.

К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка.

Желаю успеха!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Главная роль в помощи детям принадлежит родителям» Консультация для родителей Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую.

Консультация для родителей «Какие игрушки необходимы детям 2–3 лет» Какие игрушки необходимы детям 2-3 лет От 2 до 3 лет. Перечень игрушек 1. Головоломки (развивают пространственное воображение, сообразительность,.

Консультация для родителей «Какие книжки читать детям в возрасте 2–3 лет» "Какие книжки читать детям в возрасте 2-3 лет" Возраст 2-3 года воспринимает книгу уже не просто как игрушку или подборку ярких картинок,.

Консультация для родителей «Какие нужны игрушки детям 4–5 лет» Эмоциональный мир ребёнка не может развиваться без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир,.

Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям»Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям» Лето - самое любимое время года для детей, период для получения положительных эмоций! Дети много времени проводят на улице. Взрослые должны.

20 ноября — Всемирный День правовой помощи детям. Консультация для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье»20 ноября — Всемирный День правовой помощи детям. Консультация для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье» [Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная.

Консультация для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Консультация для родителей. «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему.

Отчёт о реализации проекта «Мини-огород» в Центре ранней помощи детям с ОВЗ Педагогический проект «Мини огород» Срок реализации проекта : май- август 2018 года Цель проекта : Формирование у детей элементарных знаний.

Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста «Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3-х лет,.

Рекомендация для родителей «Главная роль в помощи детям принадлежит родителям» Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 18:23
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гончаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД