Юлия Гончаренко
Консультация для родителей «Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор консультации:
воспитатель, первой квалификационной категории
Гончаренко Юлия Станиславовна
СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМ
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
Публикация «Консультация для родителей „Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3–5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.
Развитие службы ранней помощи сократит число детей с ОВЗ, которые по достижении школьного возраста смогут без дополнительной поддержки учиться в общем образовательном потоке. Именно те дети успешны в инклюзии, которые прошли раннюю коррекционно-развивающую помощь с рождения, а не только в детском саду, могут успешно обучаться в обычной школе, дружить со своими сверстниками, быть «как все». И это происходит при условии, что в течение первых месяцев жизни выявляются отклонения двигательного, психического, речевого и социального развития.
Во многих регионах Российской Федерации, в том числе и нашем городе Абакане, созданы Службы ранней помощи в центрах социального обслуживания семьи, на базе психолого-медико-педагогической комиссии, в консультационных пунктах.
Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля. Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно - развивающий процесс.
Первые годы жизни ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Прежде всего это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития. Семья играет ведущую роль и несет основную ответственность за процесс и результаты коррекционно-развивающей работы с ребенком. Именно родители являются основными заказчиками образовательных, медицинских и социальных услуг, они же – равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных перспектив и оценке результативности работы.
МАЛЫШ И ЕГО РОДИТЕЛИ
Все родители мечтают вырастить здорового и умного ребенка. Для этого они делают все, что только могут – кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и дорогих игрушек, стараются найти лучших специалистов для консультаций и занятий. Именно родители – самые главные, добрые, любящие и внимательные педагоги ребенка на протяжении всей его жизни!
Первый год жизни ребенка – это особенно важный период, когда основным источником его развития являются близкие взрослые. Чаще всего малыш видит маму и папу, иногда общается только с ними. Именно благодаря их усилиям и заботе он делает первые шаги, произносит первые слова. С каждым днем родители убеждаются, что ребенок обладает поистине огромными возможностями. В здоровом ребенке природой заложено стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Ребенку нужно помочь развить и реализовать свои потенциальные возможности! Не нужно жалеть времени на общение с малышом.
Скоро все труды принесут долгожданные плоды в виде его успехов. Не стоит ждать, пока ребенок станет старше и с ним начнут заниматься педагоги. Родители должны сами научиться правильно общаться, играть, развивать своего малыша, соблюдая разумную требовательность и настойчивость. Все, чему родители и педагоги научат ребенка, станет фундаментом его дальнейших побед.
Воспитание ребенка на первом году жизни – радостное, приятное, но очень трудное и ответственное занятие. Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка.
В этот период в центральной нервной системе происходят стремительные изменения. Ничего подобного в последующие годы не повторится. Поэтому заботиться о нервно-психическом развитии ребенка нужно с рождения, а занятия с ребенком начинать буквально с первых недель и месяцев его жизни. Ребенок рождается совершенно беспомощным. Единственным средством для его выживания являются находящиеся рядом близкие. Основную роль в жизни ребенка выполняет мама. Общение с ней – подлинный источник его развития.
Мать для малыша – это источник комфорта и безопасности. Только она способна удовлетворить все потребности ребенка, как физиологические (в пище, чистоте, комфорте, так и психологические (в эмоциональном общении, поддержке активности к познанию нового). Мать должна научиться понимать подаваемые ребенком сигналы и отвечать на них. Ребенок быстро улавливает эмоциональное состояние своей матери, ее настроение: если она спокойна, он тоже доволен и спокоен; если мама нервничает, переживает, он тоже становится беспокойным и капризным.
Общение ребенка с близкими оказывает влияние на становление его эмоциональных отношений с окружающими людьми. Присутствие близких людей обеспечивает ребенку новые впечатления во взаимодействии с окружающими людьми, разнообразит сенсорные реакции и является хорошим стимулом для развития ребенка. Общение со взрослым является условием и источником психического развития малыша. В процессе общения происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются различные навыки младенца: эмоциональные, сенсорные, двигательные и речевые.
ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ
В младенческом возрасте необходимо обеспечить ребенку общение со взрослым, полноценное вскармливание и хороший гигиенический уход. Особенно важно для младенца эмоциональное благополучие. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержке развития ориентировочно-познавательной деятельности уже в первые месяцы жизни. Именно взрослый создает все условия для полноценного развития ребенка. Основная задача на первом году жизни – формирование у ребенка способов и средств общения со взрослым. Эмоциональное общение со взрослым – ведущий тип деятельности на данном возрастном этапе.
В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития, что обусловлено достижениями ребенка к концу первого года жизни. В процессе совместной деятельности ребенка со взрослым происходит усвоение общественно выработанных способов использования предметов (есть ложкой, рисовать карандашом, садиться на стульчик, катать мяч) в соответствии с их функциональным назначением. Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. Главным в жизни ребенка от одного года до трех лет становится усвоение способов функционального использования предметов, а также интенсивное развитие речи и общения.
Задача специального педагога – помогать каждому ребенку осваивать возрастные умения и навыки, а также грамотно и систематически анализировать полученные результаты. При этом он должен знать основные нормативные показатели развития. Важной задачей педагогического воздействия является выявление нарушений развития и оказание развивающейи коррекционной помощи каждому ребенку в формировании ведущих умений и навыков, характерных для конкретного возрастного периода жизни.
Основные принципы, определяющие систему и последовательность коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни:
• Комплексный характер развивающей работы предусматривает совместную стимуляцию развития всех функций: познавательных, речевых и моторных. • Раннее начало онтогенетически последовательного поэтапного воздействия с учетом актуального уровня развития ребенка.
• Организация педагогической работы в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность.
• Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
• Гибкое сочетание различных видов, форм и методов педагогической работы. • Соблюдение постоянства условий и единства требований и приемов со стороны взрослого (родителей ребенка и педагогов).
• Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, которое является залогом эффективности развивающего воздействия. Необходима такая организация среды (быта, воспитания, которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками педагогической работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии. Мать должна быть оченьвнимательна к своему малышу и первой бить тревогу при задержке или нарушении развития.
• Динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени. Основная цель развития и воспитания детей первых лет жизни – психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующее адаптации и социализации ребенка на основе удовлетворения его потребностей.
Основные условия развития ребенка от 1 до 3 лет:
• обеспечение предметно-пространственной развивающей среды; • создание благоприятных условий для социального, познавательного, речевого и двигательного развития;
• стимуляция адаптационных механизмов, направленных на охрану и укрепление здоровья детей;
• организация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми первых лет жизни, их воспитанию и развитию. Психолого-педагогический процесс в младенческом и раннем возрасте опирается на идею индивидуального развития ребенка с учетом сензитивных периодов формирования функций. Важнейшими условиями эффективного участия родителей в коррекционно-развивающем процессе являются формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений и его индивидуальных возможностях, повышение педагогического потенциала родителей, а также развитие гармоничных детско-родительских отношений.
Существуют разные виды психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи. По объему помощи выделяют: полное непрерывное сопровождение, периодическое и разовое сопровождение. По форме оно может быть очное, очно-заочное и дистанционное. По месту реализации психолого-педагогическое сопровождение может быть оказано в образовательной организации (консультационный пункт, в условиях медицинского учреждения, в учреждениях соцзащиты, а также в условиях семьи (на дому).
Основными этапами сопровождения являются: этап диагностики, планирования перспектив, коррекционно-развивающей работы с ребенком, этап контроля и оценки и корректировки образовательного маршрута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение – это активный процесс, в котором участвуют взрослый и ребенок. Взрослые (специальные педагоги и родители) должны предоставить ему возможность учиться и создать благоприятные условия, которые будут стимулировать общее развитие ребенка.
Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком.
К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка.
Желаю успеха!