Ошпайкина Анастасия
Актуальные вопросы психолого-медико педагогической помощи детям с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья определяет основную стратегию работы ЦССВ «МАЯК» с детьми с синдромом Дауна. Представлены результаты эмпирического исследования сопровождения детей с синдромом Дауна. В исследовании характеризуются актуальные вопросы психологической помощи родителям (законным представителям, воспитывающих особенного ребенка с синдромом Дауна.
Публикация «Актуальные вопросы психолого-медико педагогической помощи детям с синдромом Дауна» размещена в разделах
Ключевые слова: Дети с синдром Дауна, раннее сопровождение, родители, семья, социально-эмоциональная сфера, моторика, познавательная деятельность.
Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с интеллектуальной недостаточностью занимает основное место в специальной педагогике и психологии.
Современные методики и технологии работы с детьми с синдромом Дауна позволяют достигать видимых результатов, которые радуют родителей и педагогов, но процесс постоянного сопровождения такого ребенка близким взрослым не должен прерываться вплоть до начала школьной жизни, а иногда и значительно дольше. Включение ребёнка с синдромом Дауна в социум может стать мощным стимулом к его развитию.
Дети с синдромом Дауна представляют собой особую группу. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны развития ребё нка: мотивационно-потребносная, социально - эмоциональная, моторно-двигательная, a также познавательная (восприятие, память, мышление, речь). В основной массе такие дети в поведении ласковые, мягкие, охотно идут на контакт с педагогом, в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы у таких детей эмоции недостаточно дифференцированы, познавательный интерес к окружающему значительно снижен, страдают все мыслительные процессы: память, внимание, мышление, речь. В связи с нарушением восприятия у ребёнка идёт медленное накопление чувственных ощущений об окружающем мире и на их основе формирование сенсорной сферы, что отражается на развитии всей познавательной деятельности. Дети плохо понимают речь, в младенческом возрасте не фиксируют взор на лице взрослого, затруднён контакт «глаза в глаза».
М. В. Челышева и Н. А. Урядницкая выявили типичный профиль для синдрома Дауна в вырабатывание навыков общения. Сферой особых трудностей является овладение устной речью, в дополнение к общим трудностям в обучении и вероятным проблемам со слухом. Профиль развития коммуникативных навыков, выявленных исследователями, указывает на хорошие показатели в области имитации и использования жестов.
Большинство детей с синдромом Дауна начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам.
Как показали исследования Л. Кюмина, у детей с синдромом Дауна есть много чисто физических преград, которые препятствуют формированию звуков (гипотонус мышц, проблемы со слухом и т. д.). Оттого отдельные дети предпочитают использовать жесты при общении, либо иные альтернативные способы общения, а затем переходят к словесной (вербальной) речи. Другие дети определенное время применят жесты и слова одновременно, иногда прибегая к первой системе выражения, а иногда и ко второй.
Многие авторы исследовавшие когнитивные способности детей с синдромом Дауна отмечают, что область когнитивных процессов характеризуется существенным отставанием от типичного развития. У детей с синдромом Дауна в сравнении с типично развивающимися сверстниками отмечаются такие особенности когнитивных процессов, как: сокращение внимания и низкая концентрация; более позднее начало предпочтения новых стимулов; превалирование визуального прослеживания над манипулятивным поведением; низкая скорость когнитивных операций; нарушение кратковременной памяти, что приводит к трудностям в разработке обучаемых стратегий поведения; снижение уровня интеллектуальных способностей с возрастом.
Было выявлено, что формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна происходит в обычной последовательности: ладонной хваткой, используя щепоть, а также с помощью пинцетного хвата и их промежуточных формам [6.c.33]. Однако у детей с синдромом Дауна при отсутствии специальной работы, возможно «застревание» на ладонях формы захвата. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднить стабилизацию запястья и задержать формирование пальцев.
В результате эмпирического исследования организации ранней психолого – медико - педагогической помощи детям с синдромом дауна воспитывающихся в условиях ЦССВ «МАЯК» было выявлено следующее:
1. Для целей выявления существующих сложностей в сопровождении детей с синдромом Дауна было проведено анкетирование и изучение экспертной оценки сотрудников ЦССВ «МАЯК». Со стороны ЦССВ «МАЯК» в экспертном опросе приняло участие 11 специалистов- педагогов, которые имеют многолетний опыт работы с детьми с синдромом Дауна.
2. Было выявлено, что коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в ЦССВ «Маяк» происходит на основе программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой и программы логоритмического воздействия для лиц с речевой патологией Г. А. Волковой «Логоритмическая ритмика».
Занятия проводятся в виде тренингов, коррекционно-развивающих игр. В работе с детьми используются социально-культурные методы: музыкотерапия, арттерапия, климато-ландшафтотерапия, игро- сказко- арттерапия, проводятся детские праздники и др.
3. Анкетирование сотрудников центра показало, что они под ранней помощью детям с синдрома Дауна подразумевают (40%) интегрированный набор услуг, направленный на развитие навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни. Также 40% считают, что в процессе работы с детьми с синдромом Дауна важно обеспечение дидактическим материалом.
Было констатировано, что что желаемая поддержка есть со стороны участников образовательной деятельности, но нет другой организационной составляющей - «тьютерской вовлеченности». Иногда, это играет ключевую роль в сопровождении «особых» детей в детском учреждении.
Основными трудностями, возникающими при работе с детьми с синдромом Дауна педагоги отмечали : загруженность группы, так как во время занятий со всеми детьми ребёнок не успевает включаться в процесс, не даёт работать другим. В организационных моментах дня такому ребёнку необходимо дополнительное время, а его на него не хватает (40% педагогов).
Опрос педагогов показал, что необходимы пути взаимодействия педагогов с родителями детей с синдромом Дауна.
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Гармонично организованная работа педагогов образовательных организаций с семьями, имеющими детей с синдромом Дауна – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации и социализации детей в обществе.
Анализ и обработка полученных результатов позволил сформулировать следующие выводы о том, что существует необходимость: просвещения родителей об особенностях развития ребёнка с синдромом Дауна; коррекция и развития отношений между родителем и его ребёнком; обучения способам регуляции и контроля эмоционального состояния родителей.
3. Для выявления проблемных мест ранней психолого - медико педагогической помощи детям с синдромом Дауна бы проведен также экспертный опрос сотрудников ЦССВ «МАЯК».
Проблемы, с которыми эксперты сталкиваются в работе с детьми с синдромом Дауна, позволяют выделить общие недочеты в организации социальной работы с детьми с синдромом Дауна. Среди таких можно выделить: недостаточность оборудования учреждения; низкий уровень родительской грамотности; потребность в обучении специалистов («недостаток знаний по особенностям работы с детьми с синдромом Дауна»; «требуется обучение для работы с детьми с синдромом Дауна») и т. д.
Основываясь на полученных результатах, нами были определены рекомендации для совершенствования системы помощи детям с синдромом Дауна : проведение просветительской деятельности среди населения; повышение психолого-педагогической грамотности родителей и детей; создание специальных условий (материально-техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение, психолого- педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна); организация комплекса услуг для родителей детей с синдромом Дауна (семинары уходу за особенными детьми, услуга «Передышка», услуги семейного консультирования и др.) и т. д.
Основными целями коррекционно-воспитательной работы являлось создание благоприятной среды для реализации социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка, а также формирования у ребенка таких качеств личности, как самостоятельности, активности, уверенность в себе, доброжелательности.
Организация развивающей среды должна строиться на основе различных стимулирующих форм сотрудничества взрослого с ребенком, которые поэтапно должны преобразовываться в разнообразные виды предметно-практической деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, конструктивной, ручной и др. Указанные виды предметно-практических действий в сочетании с речью оказывают значительное влияние а формирование сенсорных процессов: восприятие цвета, формы, величины, ориентацию в пространстве, а также более совершенных психических процессов (памяти, онтогенетических ранних форм мышления).
При разработке методики обучающего эксперимента были использованы материалы М. В. Челышевой, Н. А. Урядницкой, В. В. Юртайкина, П. Жияновой, Н. Штеп, О. И. Пальмова, Г. Ю. Одинковой и др.
Методический комплект для коррекционной работы с детьми ЦССВ «МАЯК» включал: парные предметные картинки, иллюстрирующие слова-названия, которые появляются в словаре ребенка одними из первых и являются достаточно простыми в произношении; сюжетные картинки с мишкой и зайкой, иллюстрирующие действия; таблички со словами к картинкам, обозначающим названия и действия; «карты-ладошки» для усвоения слоговой структуры слова; карты для составления фразы из 2—3 слов с опорными словами и пустые карты для закрепления навыка; карты лото; контрольные таблицы для фиксации словаря и фраз ребенка: методические рекомендации по организации занятий.
С целью выяснения эффективности экспериментального обучения по его завершению был проведен контрольный эксперимент, который охватывал 7 детей, участвовавших в обучении (экспериментальная группа) и 5 детей с синдромом Дауна (контрольная группа, не прошедших обучение по экспериментальной программе. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, в конце реабилитационного курса по методикам констатирующего эксперимента.
По результатам контрольного эксперимента, нами были сделаны следующие выводы: дети стали лучше воспринимать отдельные предметы из общего фона, соотносить его с изображением. Различать свойства и качества предметов; демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого; выполнять простейшие поручения и просьбы; пользоваться невербальными формами коммуникации; стали проявлять интерес к процессу рисования; овладели навыками «щепотного» и «пинцетного» захватов; выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; выполнять серию движений под музыку и т. д.
Психокоррекционная работа с матерями, имеющих детей с синдромом Дауна, позволяет свидетельствовать о том, что наиболее эффективной формой занятий являются малокомплектные группы, состоящие из 2 - 3 человек в рамках ЦССВ «МАЯК». Группы должны подбираться в соответствии с возрастным критерием, так как разница в возрасте матерей, превышающая 7-9 лет, воспринимается участницами группы на начальном этапе работы как дополнительное препятствие.
Итогом сопровождения родителей должно явится изменение образа ребенка как «того, что он есть от природы». К результатам работы мы относим и изменения в структуре личности матерей, связанные с трансформацией «образа ребенка».
Список использованной литературы
1. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна / Методическое пособие. М. : Альварес паблишинг. 2008
2. Алехина Анна Васильевна. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : Дис.. канд. психол. наук : 19.00. 10 : СПб., 2000
3. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. М. : Монолит, 2007
4. Панарина, Л. Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых: дис. …канд. психол. наук: 19.00.10 / Панарина Лариса Юрьевна. – Самара, 2004. .
5. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна : Руководство для родителей и специалистов / пер. с англ. Н. С. Грозной. – 21-е изд. – М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2011.
6. Челышева М. В., Урядницкая Н. А. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи // Синдром Дауна XXI век. 2008. № 1.