Наталья Ковалева
Организация самостоятельной двигательной активности младших дошкольников в условиях ограниченного пространства.
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных педагогических целей дошкольного учреждения является полноценное психологическое и физическое развитие детей, а одной из приоритетных задач – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Выполнение данной задачи в условиях современного общества испытывает значительное затруднение, так как развитие науки и техники способствует постепенному снижению двигательной активности людей, которое отрицательно сказывается на их здоровье. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врач и физиолог В. В. Гориевский в результате ряда исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающим. Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие
Публикация «Организация самостоятельной двигательной активности младших дошкольников в условиях ограниченного пространства,» размещена в разделах
Факторы, способствующие снижению ДА:
1)преобладание статического времяпрепровождения;
2)запрет взрослых (не лезь, не беги);
3)генетическая наследственность;
4)замкнутое пространство групповой комнаты;
5)увеличение продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических
поз.
Самостоятельная двигательная активность детей в пределах групповой комнаты является высокоэффективным средством физического развития ребенка. Но главной проблемой остается то, что дети не умеют организовывать самостоятельную ДА в условиях ограниченного пространства.
Одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной ДА в условиях малой площади.
Минимальный перечь инвентаря, необходимый для организации самостоятельной двигательной активности детей в группе таков: гимнастическая скамейка, доска ребристая, мячи разного диаметра, игрушки-каталки, оздоровительно-профилактическая дорожка, погремушки, ленточки, флажки, гимнастические палки, обручи, атрибуты для игр. Очень важно, чтобы инвентарь был ярким, привлекательны и отвечал требованиям и правилам безопасности. Дополнением к инвентарю послужит картотека подвижных и малоподвижных игр.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам.
1 этап педагогического процесса – «Утро». Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться полезной двигательной деятельностью. Утром обязательно следует провести утреннюю гимнастику, необходимую для разогрева определенных групп мышц.
Утром целесообразно планировать деятельность игры малой или средней подвижности (Найди, что спрятано, Пронеси мяч не задев кегли и пр.). При планировании следует учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если будет занятие, предполагающее длительную статическую позу (математика, развитие речи, изодеятельность) ,то лучше запланировать игры средней подвижности; если предстоит физкультурное занятие, то целесообразнее запланировать более спокойную двигательную деятельность, направленную на разогрев определенных групп мышц.
2 этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»Основная педагогическая задача данного этапа – вызвать желание завтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо в группе создавать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.
Во второй половине дня обязательно проводят бодрящую гимнастику после сна и закаливающие мероприятия с использованием корригирующих дорожек.
Во вторую половину дня целесообразно планировать самостоятельную двигательную активность, используя различное физкультурное оборудование. Необходимо детям выстраивать полосы препятствия, тем самым стимулируя выполнение различных видов деятельности (перепрыгнуть с косички на косичку, пройти по дорожке и пр., создавать «экстремальные» условия для движения, например, натягивать шнуры, ленты, верески на разной высоте.
Воспитателю, для развития самостоятельной двигательной активности, необходимо разработать серию подвижных игр, которая позволит детям активно двигаться в условиях групповой комнаты. Вводить игру следует постепенно, используя их как для физминуток, так и для занятий по физкультуре.
Таким образом, организация рационального двигательного режима является одним из условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, правильно организованная деятельность воспитанников играет важную роль в физическом состоянии детей, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста – одна из основных задач, стоящая перед воспитателями ДОУ.