Мария Михайловна
Организация режима двигательной активности для обеспечения психофизического здоровья малышей в условиях введения ФГОС ДО
Авторы: воспитатели - Пестовникова Г. С., Шалашова М. М.
В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.
Публикация «Организация режима двигательной активности для обеспечения психофизического здоровья малышей в условиях введения ФГОС до» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Движение-это биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Движения способствуют развитию всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ.
Таким образом, двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие.
Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.
Сталкиваясь с целым рядом предметов во время движения, ребёнок познаёт их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). Ориентируясь в пространстве, малыш овладевает такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т. д. Пальчиковые движения оказывают положительное влияние на развитие речи.
В процессе правильно организованной двигательной деятельности идет формирование личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как активность, инициативность, самостоятельность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают навыки общения с взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действия с требованиями взрослых и с действиями других детей.
Без движения не может осуществляться ни один вид деятельности (предметная, игровая и т. д.).
Поэтому, работая с детьми раннего возраста, стараемся организовать жизнь воспитанников таким образом, чтобы они полностью удовлетворяли свою потребность в движении. Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии детей
Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня, какова интенсивность его движений?
Исследования специалистов показывают, что объём, интенсивность движений зависят от ряда факторов: возраста, пола ребёнка, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети раннего возраста быстро устают, для них необходима постоянная смена движения, что необходимо учитывать при организации разных видов детской деятельности.
Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки,
Летом потребность в движении у детей больше, чем зимой.
Меняется потребность в движении и в течение суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую - с 17 до 19 часов.
С целью обеспечения физического и психологического комфорта детей на основе здоровьесберегающих технологий нами разработана модель двигательной активности с детьми раннего возраста с ОВЗ.
Одним из основных условий удовлетворения потребности в движении ребенка является
создание развивающей предметно-пространственной среды в группе,
которая смоделирована с учетом требований ФГОС ДО, интересов детей, индивидуальных потребностей и гендерно-дифференцированного подхода, что позволяет обеспечить разностороннее развитие каждого воспитанника, создать благополучный эмоциональный климат в группе. В группе создано здоровьесберегающее пространство -
центр двигательной активности,
где имеется разнообразное оборудование: бревно, сухой бассейн, дорожки для профилактики плоскостопия, туннели, мягкие модули, набивные мешочки для бросания, гимнастическая стенка, кольцеброс, дуги, кегли, воротца, скакалки, игрушки - качалки, разноцветные флажки, ленточки, султанчики, мячи разного размера для метания вдаль и в цель. Все пособия находятся в открытых емкостях, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, пособия периодически меняются.
Формы двигательной активности
Утренняя гимнастика
является одним из важнейших мероприятий в ДОУ и в семье. Начинать проводить её надо с двух лет. В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, расслабление Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы.
Ещё одной формой развития двигательной активности является
гимнастика после сна.
Её цель - поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на дыхание. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т. д.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Физическое развитие»
проводится два раза в неделю совместно с инструктором по ФК под музыкальное сопровождение в игровой форме, с введением увлекательных упражнений, что способствует повышению интереса детей, развитию эмоциональных чувств.
При проведении учитывается уровень подготовленности ребёнка, группа здоровья, соблюдается принцип постепенного увеличения нагрузки и постепенного снижения её; чередования разных видов движений, обеспечивая активный отдых детей; по мере овладения детьми двигательных умений, увеличивается физическая нагрузка за счёт усложнения двигательных заданий.
Много радости, увлекательных упражнений доставляет детям
музыкальная деятельность
.
Большое место в жизни маленького ребёнка занимают
подвижные игры.
Выполняя разнообразные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У детей развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребёнка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что способствует оздоровлению организма
Снять утомление детей, повысить умственную работоспособность помогает
физкультминутка
. Проводим физкультминутки в форме подвижной игры под текст стихотворения.
Для поддержания детского интереса проводим
логоритмические упражнения.
Подобные упражнения помогают решить целый ряд задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта с взрослым через игру, развитие устной речи детей (в сочетании слова с движением)
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Разучивая комплексы гимнастики, дети учатся не только движениям, но и повторяют за воспитателем слова.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются движения. Преимущество её заключается в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.
Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке.
Двигательный опыт у малышей ещё не велик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность проходит под наблюдением воспитателя при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними видно, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие в играх с детьми активизирует малышей, создаёт у них радостное настроение. Необходимо помочь ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.
Работа с детьми и родителями по данному направлению дала положительный результат: дети стали более активными, подвижными, реже болеют. Все дети много двигаются, увлечённо действуют с любыми предметами (мячами, флажками, кеглями, обручами и т. д,с удовольствием и интересом играют в подвижные игры.