Литвиненко Юлия Викторовна
Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях здоровьесберегающего пространства ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей среды в дошкольном учреждении имеет большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в ДОУ это прежде всего создание благоприятных гигиенических педагогических и эстетических условий.
Здоровьесберегающее пространство – включает в себя не только организованную среду в группе и ДОУ, но и воспитательно-образовательную работу проводимую педагогами с детьми.
Публикация «Консультация „Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях здоровьесберегающего пространства ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Здоровьесбережение – это специально организованное взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьясбережения в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Цель: Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Для укрепления здоровья детей в ДОУ создана модель организации работы по охране и укреплению здоровья дошкольников, которая включает в себя следующие разделы:
Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул).
Создание предметно-развивающей среды. В организации здоровьесберегающего пространства большую роль играет оснащение и оборудование физкультурного зала, и оснащение спортивных уголков в группе.
Групповая комната должна быть свободной для самостоятельной, игровой и двигательной активности детей, поэтому пространство групповых комнат не следует загромождать мебелью и крупногабаритными игрушками.
Все предметы - оборудование, игрушки - должны соответствовать нормативным медико-педагогическим и эстетическим требованиям и нормам безопасности, легко подвергаться чистке и дезобработке (Приложение).
Физкультурно-оздоровительная работа и организация двигательной активности. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. Рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и инд. особенностей детей их физической и умственной работоспособности.
Организация рационального питания.
Медико-профилактическая работа с детьми и родителями.
Психолого-коррекционная работа.
Формирование компетентности педагогов.
Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
• Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей, отказ от «школьного» типа обучения.
• Внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Классификация здоровьесберегающих технологий :
1. Медико-профилактические.
• Организация мониторинга здоровья дошкольников
• Организация и контроль питания воспитанников
• Организация и контроль физического развития детей
• Организация и контроль закаливания детей
• Организация и помощь в обеспечении требований СанПи
• Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья.
2. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
• Технологии музыкального воздействия. Разные виды муз. деятельности воздействуют на различные функции организма (духовые инструменты-дыхание, клавишные инструменты моторика пальцев). Муз. руководитель обязательно должен включать дыхательные и музыкально-ритмические упр. направленные на профилактику нарушения опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, коррекции психоэмоциональной сферы.
• Сказкотерапия.
• Технологии воздействия цветом.
• Технологии коррекции поведении и др.
3. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ. Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развития потребностей здорового образа жизни
4. Валеологическое просвещение родителей.
- Папки-передвижки.
- Круглые столы по вопросам.
-Беседы.
-Нетрадиционные формы работы с родителями (экскурсии).
-Практические показы (практикум).
5. Физкультурно-оздоровительные, приобщение детей к здоровому образу жизни.
• Утренняя гимнастика.
• Физ. минутки во время НОД,
• Пальчиковая гимнастика. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
• Динамическая пауза, динамический час.
• Ритмическая гимнастика.
• Бодрящая гимнастика, дорожки здоровья.
• Дыхательная гимнастика.
• Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
• Самомассаж, точечный массаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.
• Релаксация. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
• Прогулка.
• Подвижные игры.
• С – р. игры с включением динамического компонента.
• Физ. занятия на улице и в зале.
• Спортивные праздники и развлечения.
• Двигательная активность на прогулке.
• Аэрация воздуха.
• Разработка и внедрение образовательных технологий, способствующих формированию у ребенка серьезного отношения к своему здоровью и
привычки к здоровому образу жизни : беседы, игры, чтение худ. литературы, просмотры видеофильмов.
II часть.
Практикум.
Предложить педагогам составить план работы на неделю с использованием здоровьесберегающих технологий, с учетом возрастных особенностей и времени года
Рекомендации.
Рекомендовать педагогам создать в группах картотеки по таким направлениям:
- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека считалок ;
- иллюстрированный материал по зимним видам спорта;
- иллюстрированный материал по летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения;
- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).