Татьяна Нижникова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
[/b]
1. В данном сборнике представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. В методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера, предназначенных для детей дошкольного возраста.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. Структура методических рекомендаций.
3. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности.
4. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
5. Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).
Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям.
6. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т. к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка. В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка.
7. Особо нужно обратить внимание на то, что в качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.
8. Принципы оценки безопасности игровой продукции.
1) Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2) Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту : соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр., возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3) Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4) Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
9. Физическая безопасность:
Визуальные: композиция и гармоничность всех частей игрушки, цвета игрушки и их сочетаемость.
Тактильные – приятные на ощупь. Особо оценивается: наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов.
Обонятельные – отсутствие резких запахов и аллергенов.
Вкусовые – нейтральный вкус.
Звуковые – без резких, громких звуков. Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука.
Кинетические – без резкого, быстрого характера движения. Особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта.
10. Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:
• половозрастным характеристикам ребенка,
• росту,
• массе тела,
• размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр.
11. Психологическая безопасностьигровой продукции предполагает оценку следующих критериев:
• Педагогический (дидактический) – чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие способности?
• Психоэмоциональный – что несет в себе игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит?
• Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?
• Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.?
12. Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.
1) Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка.
2) Игрушки устрашающего характера ( Пример антиигрушки: «Криогенная лаборатория Ледяного Человека», в которую входят стол для оттаивания замороженного «человека», шприцы, инструменты для аутопсии. На коробочке надпись: «Руби, разделывай, оттаивай, потроши, добирайся до самой сути!»)
13. 3) Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы ( Примеры антиигрушек: «игрушка» супергерой Райан Хатчет (Райан Топор, производства компании «McFarlane Toys», представляющая собой окровавленный распотрошенный труп подростка; продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человеческим лицом, которое можно повесить ему на ремень; кукла «Мучитель», на упаковке которой сопроводительнаянадпись: «Жестокий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять боль и ужас другим» и пр.)
14. 4) Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку ( Пример антиигрушки: брелок типа тамагочи или говорящая кукла с электронной начинкой, постоянно отвлекающая, дергающая ребенка («Поиграй со мной!», «Покорми меня», «Я хочу пи-пи» и т. п.) вовремя, когда он занят другими играми или занятиями.)
5) Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного (Например, игрушки-упаковки к чупа-чупсам: сочетание сладкого и того, что несет смерть или связано со смертью (леденцы в упаковке, оформленной в виде скелета, черепа, и т. п.).
6) Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов.
15. 7) Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.
16. Духовно-нравственная безопасность:
1) Игрушки, затрагивающие духовно-нравственную сферу;
2) Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление;
3) Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.