Елена Серванская
Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Сегодня мы рассмотрим основные моменты организации развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Понятие развивающей предметно – пространственной среды рассматривается как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием для развития детей дошкольного возраста.
Выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения развивающей предметно-пространственной среды регламентирован следующими нормативными документами, представленными на слайде.
Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.
В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности ребенка, представленные на слайде.
При создании развивающей предметно – пространственной среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В соответствии с ФГОС дошкольного образования при создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, представленными на слайде. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Принцип полифункциональности реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками) способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Среда открывает перед детьми множество возможностей разнообразного использования объектов и предметов.
Принцип трансформируемости тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений среды в зависимости : от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей и от их возможностей.
Принцип вариативности предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную, творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. Использование данного принципа позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, возможность самовыражения.
Принцип доступности реализуется через свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Доступность среды предполагает исправность и сохранность материалов и оборудования.
Принцип безопасности предполагает соответствие элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Необходимо обеспечить безопасность не только мебели и игрового оборудования, но и безопасность психического благополучия ребенка.
Принцип содержательной насыщенности соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей, предполагает учет национально-культурных, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс.
При организации развивающей предметно-пространственной среды важно учитывать следующие факторы:
1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
2. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО
3. РПП среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающей:
а) Совместную партнерскую деятельность взрослого и детей,
б) Свободную самостоятельную деятельность самих детей;
Рассмотрим примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС дошкольного образования.
Для детей младшего дошкольного возраста организация пространства способствует тому, чтобы новый игровой опыт воспитатель передавал ребенку в совместной с ним игре, а младший дошкольник охотно подражал показываемым ему игровым действиям, в основном передавая бытовые сюжеты. Учтена и гендерная направленность воспитания дошкольников. В игровом уголке есть куклы – девочки и куклы – мальчики. Все пособия, игрушки располагаются так, чтобы создать условия для совместной деятельности и общения по интересам небольшими подгруппами. Также предусмотрены места, где ребенок может на время уединиться, отойти от общения, подумать, помечтать.
Для стимуляции детской активности, особенно познавательной, достойное место в групповых помещениях занимает данные центры активности. Все пособия и дидактические игры доступны детям.
Центр развития речи находится в удобной стороне группы. Это дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Эмоциональность младших дошкольников диктует необходимость полноценного оснащения центра художественного творчества и центра музыкально – театрализованной деятельности. Все материалы доступны детям.
Оснащение центра «Физкультуры и здоровья», способствует максимальному проявлению физической активности и творчества младших дошкольников. Дети реализуют осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»