оксана камышникова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале для дошкольников со сложной структурой дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале для дошкольников со сложной структурой дефекта в рамках художественно-эстетической образовательной области в соответствии с ФГОС ДО
Приступая к организации РППС в музыкальном зале следует отметить психофизические особенности дошкольников со сложной структурой дефекта, с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Возраст 3-5 лет
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале для дошкольников со сложной структурой дефекта» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
У детей обнаруживается грубое запаздывание в развитии всех двигательных функций (ходьбы, бега, ползания, а также отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность, замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др.
Дети проявляют или крайне низкую, или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. У владеющих ходьбой детей походка является неуверенной, неустойчивой, шаркающей, неритмичной. Большинство детей передвигаются семенящим шагом, с опущенной головой и плечами, нередко с трудом сохраняют равновесие из-за выраженных проблем в координации движений.
Прыжки у детей не сформированы. Они не могут самостоятельно оторваться от пола. Делают это только при поддержке взрослого. Бег также не сформирован и скорее напоминает ходьбу мелким семенящим шагом. При ходьбе, попытках бега и прыжков дошкольники излишне напрягают мускулатуру всего тела, чрезмерно размахивают руками, плохо координируют движения рук и ног. Перемещаться в пространстве вместе с другими детьми могут только вместе со взрослым.
Новые действия способны выполнять только вместе со взрослым, знакомые – по подражанию. Эмоциональные реакции часто неадекватны и по силе, и по способам выражения. Дети проявляют склонность к «застреванию» на эмоциональных состояниях.
К взаимодействию со взрослым, опосредованном выполнением игровых действий с предметами, дети проявляют разное отношение в зависимости от имеющегося опыта: одни остаются равнодушными к инициативе взрослого, другие проявляют негативизм, третьи вступают в контакт и включаются в совместную деятельность.
Новая обстановка, игрушки у многих детей почти не вызывают эмоциональных реакций. Редко возникает или совсем не возникает желание продуктивно взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми. Обычно они бывают пассивными, и их действия полностью подчинены указаниям взрослого.
Без помощи взрослого не могут найти себе занятие, не вступают друг с другом в общение, как правило, безразличны ко всему происходящему, не замечают и не понимают трудности и переживания сверстников. Потребности в общении со взрослыми не проявляют, сверстники интереса не взывают. Реагируют на инициативу взрослого привлечь к совместной деятельности по-разному: одни активно негативируют, другие пассивно подчиняются.
Новая обстановка или ситуация воспринимается безразлично либо вызывает тревожность и беспокойство. В эмоциональный контакт со взрослым вступают не сразу. Постепенно этот контакт становится устойчивым, что обеспечивает возможность привлечения ребенка к продуктивной деятельности. В организованной деятельности способны участвовать индивидуально или в подгруппе из 2 человек.
При поступлении в ДОУ дети не знают названия предметов, их функционального назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию и использованию. Их действия с предметами остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (постукивание и бросание предметов на пол и т. п.). Не владеют навыками самообслуживания, и культурно-гигиеническими навыками, не умеют играть, не понимают смысла рисования и конструирования.
Возраст 5-7 лет
Дети проявляют или крайне низкую, или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. Относительно хорошо владеют ходьбой: походка неуверенная, устойчивая, хотя проблемы в координации движений остаются выраженными. Прыжки у детей не сформированы, хотя могут самостоятельно оторваться от пола при наличии опоры. Попытки бегать чаще переходят в ходьбу мелким семенящим шагом. Перемещаться в пространстве вместе с другими детьми способны без помощи взрослого. Новые действия могут выполнять только вместе со взрослым, знакомые – по подражанию и образцу.
Эмоциональные реакции часто имеют неадекватный характер, не соответствуют окружающей обстановке и по силе, и по способам выражения. Дети проявляют склонность к «застреванию» на эмоциональных состояниях.
При наличии опыта воспитания в детском саду к взаимодействию со взрослым, опосредованном выполнением игровых действий с предметами, относятся положительно. Некоторые проявляют желание продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Адекватно воспринимают инструкции и требования взрослого.
К 7 годам некоторые способны без помощи взрослого найти себе занятие – действовать с игрушками, вступать друг с другом в общение. Проявляют неглубокий неустойчивый интерес к окружающей обстановке, сверстникам и взрослым, вступают во взаимодействие, если этот интерес поддерживается окружающими. Принимают предложение взрослого участвовать в совместной деятельности. Способны участвовать в организованной взрослым деятельности индивидуально или в подгруппе из 2-3 человек.
Дети знают небольшой круг предметов из ближайшего окружения, их функциональное назначение, знают действия с ними, и стремятся с некоторыми действовать, многократно, стереотипно повторяя одни и те же действия, обычно без эмоционального сопровождения.
Владеют элементарными действиями с предметами, необходимыми для осуществления действий одевания, раздевания, приема пищи и др. Это позволяет некоторым с разной степенью самостоятельности принимать пищу, раздеваться, одеваться.
В соответствии с ФГОС целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Основной задачей РППС является – обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых; обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам; получение и закрепление знаний о музыке; развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В нашем учреждении уделяется важное значение созданию и наполнению музыкальной развивающей предметно - пространственной среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально – игрового пространства. Правильно организованная музыкальная развивающая предметно – пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке является залогом личностного, познавательного и музыкального развития дошкольника, его уровень комфортного, эмоционального состояния.
Построение музыкальной развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала мы строим, придерживаясь следующих принципов:
• Безопасность и психологический комфорт.
• Реализация ОП ДО по образовательной области «Музыка»
• Учет возрастных особенностей детей;
• Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале.
• Удобство развивающего пространства, наличие положительного эмоционального фона, соответствием возрасту, индивидуальным особенностям и особенностям детского восприятия, а также основным требованиям ФГОС ДО к РППС.
• Материалы и оборудование музыкального зала создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивают реализацию основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
• Подбор материалов и оборудования для музыкального зала осуществлялся для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации двигательной активности ребенка. Материалы и оборудование безопасно и имеет соответствующие сертификаты.
• Развивающая предметно-пространственная среда является полифункциональной, трансформирующейся и вариативной.
Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ
• Предметная развивающая среда музыкального за ла подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей.
• Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Спроектированная предметно – пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программу дошкольного образования.
Учет возрастных особенностей детей
• Подбор материалов и оборудования учитывает особенности возраста детей, на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Весь материал предлагается детям в специальных корзинах.
• Среда отличается динамичностью, многофункциональностью (наличие возможности достаточно быстрого изменения среды для детей в соответствии с их потребностями). При создании предметной развивающей среды в музыкальном зале, учитывалась гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей.
• уделяется большое внимание при выборе или изготовлению оборудования, декорациям, атрибутам, материалам, костюмам. Весь материал имеет эстетический вид, функциональность, вариативность, яркую расцветку. Так как у детей с интеллектуальной недостаточностью мелкая моторика недостаточно развита, атрибуты изготовлены таким образом, чтобы детям было удобно удерживать предметы в руках. Большое количество костюмов атрибутов изготавливается самостоятельно. Адаптируется музыкальный материал (диапазон, тексты, движения). Имеются адаптированные дидактические музыкальные игры. В музыкальном зале для выполнения музыкальных движений используются ориентиры основных цветов и геометрических форм.
Таким образом, музыкальная развивающая предметно-пространственная среда способствует положительной динамике музыкального развития воспитанников, способствует охране и укреплению их здоровья, снятию стресса и обеспечению положительного эмоционального состояния ребенка, развитию социально-коммуникативных навыков, формированию адекватных возможностей воспитанников, организации поведения детей, созданию условий, вызывающих познавательную активность.