ФилинаАлина
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2024
Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю? Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы. Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы организовывали рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдых.
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением новой Федеральной образовательной программы.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности. Психологические основы построения развивающей предметной среды детства основываются на деятельностно-возрастном системном подходе и современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть :
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Опираясь на опыт работы в ДОУ, прочитав литературу по данной теме. Огромное мое внимание привлекла книга Ю. В. Илюхиной «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада.
Мною были созданы центры с совместной работой с родителями:
1. «Уголок эмоций»
Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности педагогического воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.
Задачи:
• диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности педагогического воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных;
• учить определять свое эмоциональное состояние;
• развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
• воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Уголок эмоций находится на уровне глаз ребенка. Он оснащен зеркалом, для того, чтоб ребенок видел, что происходит с его лицом в определенную эмоцию.
Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.
После того как ребенок начнет распознавать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувство, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».
В качестве оборудования для уголка эмоций представлены дидактические материалы, такие как:
Игра на развитие эмоционального интеллекта ребенка «Нарисуй эмоцию».
Понимать и правильно называть свои эмоции — умение, которое важно формировать с раннего детства. Это помогает ребёнку лучше понимать чувства других людей. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучение умению графически изображать различные эмоциональные состояния.
«Коврики злости»
Когда ребенок находится в подавленном настроение, испытывая злость, ему предлагается модульный коврик на котором можно попрыгать. Так же здесь мы сразу затрагиваем здоровьесберегающую функцию. Данный уголок затрагивает все пять главных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
С помощью простых вещей ребенок учится оценивать и контролировать свое состояние, понимать других людей, уважать и принимать их чувства. А взрослые учатся понимать и принимать собственных детей. Понимать друг друга – это и есть счастье!
2. Уголок уединения.
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Кроме того, современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Поэтому для формирования психологической стабильности ребёнка важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым. «Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
Данный уголок затрагивает такие образовательные области как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-речевое развитие.
В нашей группе уголок уединения изготовлен из пластикового каркаса, натянут пологом в виде домика. В нем находятся близкие, знакомые ребенку вещи: мягкий коврик, подушки, так же альбомы с наклейками и книги. Эти предметы дают возможность отделить от общей группы маленькое пространство, где малыши могут помечтать, посекретничать, посмотреть картинки – главное, побыть в одиночестве.
3. Уголок рисования на графитной стене.
Решает важные задачи: создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; позволяет изменять предметно – пространственную среду с учётом образовательной ситуации; развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
Не случайно малыши рисуют на обоях и дверях, если место для рисования не определено. Мы создали место, где он может спокойно заняться рисованием стоя, сидя в вертикальном положении.
Рисование по своей значимости многогранно и велико, и с точки зрения логопедии оно развивает мелкую моторику рук, формирует пространственные представления. Малыш, в процессе рисования обогащает словарь, совершенствует разговорную речь. В результате занятий корректируется моторная неловкость, неточность движений, трудности в усвоении двигательной программы.
У детей уровень развития речи напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Во время рисования совершенствуются и развиваются все психические функции. Рисование можно использовать во все периоды коррекционно-развивающей работы и на всех видах логопедических занятий. Начинается рисование, как правило, с простых видов, например, с рисования различных линий в разном направлении, различной конфигурации, учит вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений.
Рисование на вертикальной поверхности, дает детям, в совокупности с развитием прочности и гибкости суставов и мышц и развитии лучезапястного сустава, понятие пространственных представлений (вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали и т. д.). Ребенок контролирует положение частей тела в пространстве относительно друг друга и удерживает внимание на изображаемом предмете, что довольно непросто.
При работе на вертикальной поверхности развивается зрительное внимание и координация у детей, которые испытывают трудности в данной области своего развития. Такие занятия способствуют развитию координации рук и глаз, так как ребёнок имеет чёткое представление о том, что он делает.
Одновременное использование обеих рук при рисовании на вертикальной поверхности развивает межполушарное взаимодействие.
К плюсам можно отнести так же развитие мышечного корсета спины.
В данном уголке взаимодействуют такие образовательные области, как социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, но и главное художественно-эстетическое. Так же созданы уголок ряженья, уголок конструирования, патриотический уголок
4. Уголок ряженья — это особая зона в детском саду, где дети могут наряжаться в разные костюмы и играть ролевые игры. Здесь они могут стать на время своими любимыми героями из мультфильмов, книг или сказок. В уголке ряженья дети могут проявить свою фантазию и креативность, а также развить свои навыки мышления и познания мира.
Цели уголка конструирования:
• Повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей
• Совершенствование конструкторских умений и навыков
• Развитие творческого потенциала детей
• Предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру.
Этот уголок в большей степени любят мальчики. В данном уголке чаще всего они строят огромные города.
Патриотическое воспитание — важная часть становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к Родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом, начиная с детского сада.
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к родному дому, семье, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Чтобы достичь определенных результатов в нравственном воспитании детей, необходимо в каждой группе детского сада иметь патриотический уголок.
Главной целью патриотического уголка является воспитание и формирование нравственной личности.
В нашей группе формируется представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, его историей, областным центром области или края. Закрепляем знания о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжаем знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями русского народного фольклора.
Содержание нашего уголка:
• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
• Портрет президента
• Карта страны, карта области, глобус
• Куклы в национальных костюмах
• Альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;
• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры.
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В данных уголках взаимодействуют такие образовательные области, как социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, но и главное художественно-эстетическое.
Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для формирования познавательных интересов.
Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.