Кулагина Татьяна Юрьевна
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками
В развивающей предметно – пространственной среде 2 младшей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей второй младшей группы» размещена в разделах
• коммуникативно-личностное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Пространство групповой комнаты должно быть организовано в виде центров :
• Центр для сюжетно-ролевых игр;
• Центр для театрализованных игр;
• книжный центр,
• сенсорно – математический центр;
• центр конструктивной деятельности;
• центр для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);
• спортивный центр;
• центр природы;
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1. Центр для сюжетно ролевых игр.
Должны быть атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Семья» : кухонная плита, кукольная кроватка с "постельными принадлежностями"; диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети; набор столовой и чайной кукольной посуды. Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница» : аптечная стойка, медицинские предметы (шприц, термометр, пузырьки, вата, и др.). Игровые материалы для игры «Гараж» (машинки) размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов. Все материалы, должны находятся в поле зрения, и доступны детям.
2. Центр для театрализованных игр:
Ну здесь все виды театров:
- Кукольный театр («Теремок»,
- Настольный театр («Репка», «Два жадных медвежонка»)
- Театр с игрушками Бибабо
- Маски персонажей
-Уголок ряжения (юбки, платки, сарафаны, штаны полицейские фуражки, и др.)
- Фонотека с аудиозаписями детских песенок из мультфильмов и сказок
- Ширма
3. Книжный центр:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
4. Сенсорно – математический центр.
Он включает в себя наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки,
В группе должны быть следующие материалы:
- Пирамидки
- Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками)
- Объемные вкладыши из 5-7 элементов (миски, кубы, домик, машина)
- Матрешка
- Доски-вкладыши (с фигурками)
- Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски)
- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине
- Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
- Наборы кубиков с цветными гранями
- Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)
- Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т. п.)
- Наборы парных картинок (предметные)
- Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей)
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками
- Разрезные картинки, разделенные на 2-4 части
5. Центр конструктивной деятельности.
Весь строительный материал должен располагаться так, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Мелкий строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки.
Конструкторы размещены в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям брать конструкторы и работать за столом.
В группе должны быть :
- Конструкторы разных размеров и форм и материалов
- Мозаики разных форм и размеров
- Природный материал.
6. Центр для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации) :
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 3 до 4 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в группе должно иметься соответствующие материалы и оборудование:
- Наборы цветных карандашей (6 цветов)
- Восковые мелки (6 цветов)
- Гуашь
- Пластилин (6 цветов)
- Круглые кисти
- Емкости для промывания ворса кисти от краски
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после
промывания и при наклеивании готовых форм
- Клеёнки для аппликации
- Бумага для рисования
- Доски для лепки
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время
Лепки
- Розетки для клея
- Подносы для форм и обрезков бумаги
- Щетинные кисти для клея
7. Спортивный центр:
В групповой комнате все спортивные пособия должны быть
доступны детям, размещены таким образом, чтобы они
способствовали проявлению двигательной
активности детей.
Спортивные пособия:
- Мячи большие, средние, маленькие
- Флажки
- Гимнастические мячи
- Кольцебросы
- Мешочки для метания
- Кегли
8. Центр природы:
В группе должны находиться
- 2 -3 комнатных растения, похожими на дерево, траву;
- Неприхотливые, цветущие одноцветными цветками (бегония, герань);
- С широкими, плотными листьями (фикус);
- Контрастными (традесканция);
-Уголок наблюдения за природой (настенное панно экосистемы по временам года);
- Инвентарь для ухода за растениями (лейки, лопатки, салфетки, опрыскиватель);
- Иллюстрации аквариумных рыб, попугаев, черепах.
9. Центр экспериментирования
содержит материал для проведения опытов без приборов,
приборы такие как лупа, увеличительное стекло -появляются
Во втором полугодии второй младшей группы.
Деятельность осуществляется под руководством воспитателя.
• Стол с клеенкой для проведения экспериментальной деятельности
• Подносы
• Емкости для пересыпания, хранения, измерения, исследования
• Бросовый материал для исследования детьми: различные виды
• бумаги, пенопласт, фольга, шнурки, веревки, деревянные катушки,
• прищепки, пробки
• Природный материал: земля, песок, глина, камни, и тд
• Материалы для пересыпания: фасоль, бобы, горох, макароны и тд
• Игрушки со светозвуковым эффектом. Электрические фонари
• Волшебный мешочек- наполняемый мелкими игрушками и предметами,
• коробочки с сюрпризами (с шумящими игрушками или контейнерами от
• «киндер- сюрпризов» с отверстиями наполненные веществами или травами
• с различными запахами)
• Мыльные пузыри и различные приспособления для пускания
• мыльных пузырей
• Зеркала
• Магниты
• Поролоновые губки
• Трубочки, соломинки
• На видном месте вывешиваются правила работы с материалами
• доступные детям младшего возраста
• Один или несколько персонажей наделенные определенными
• чертами от имени которого моделируется проблемная
• ситуация – например Почемучка, Незнайка или как у меня профессор Знай.
• Картотека игр- экспериментов