Лучший педагог года

Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе

Олеся Попова
Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе
▼ Скачать

Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды

Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой «Познавательное развитие», начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольной образовательной организации.

Публикация «Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе» размещена в разделах

Пространство группы организуется в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Оборудованы центры развития по всем видам детской деятельности:

- Центр физкультуры

- Центр сюжетно - ролевой игры

- Центр сенсорики

- Уголок для театрализованных (драматических) игр

- Центр строительства

- Центр изобразительного искусства

- Центр строительства

- Центр книги

- Центр настольно-печатных игр;

- Центр природы (наблюдений за природой).

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Пополнение и обновление предметного мира, окружающего ребенка способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Организация предметно-развивающей среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Предметно-игровая среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния.

Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Предметно-пространственную среду группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.

В дизайн интерьера группы включены элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра. В приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок).

Предметно развивающая среда организуется на основе принципа гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: экспериментированием, конструированием, продуктивной деятельностью и т. д. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному общению.

Важнейшим условием реализации основной общеобразовательной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:

*обеспечение эмоционального благополучия детей;

*создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

* развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

*развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей педагогам нужно:

*проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

*создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;

*обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;

*обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;

*обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

*обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

*Система дошкольного образования в образовательной организации нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В ДОО созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.

Согласно п. 3.3. ФГОС ДО, предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

*возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

*реализацию различных образовательных программ;

*в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

*учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

*учет возрастных особенностей детей.

Создание и обновление предметно-развивающей среды по видам деятельности

Деятельность Оборудование

игровая игры, игрушки, игровое оборудование

коммуникативная дидактические материалы

познавательно-исследовательская натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.

восприятие художественной литературы и фольклора книги для детского чтения, иллюстративный материал

самообслуживание и элементарный бытовой труд оборудование и инвентарь для всех видов труда

конструирование конструкторы разных видов, природные и иные материалы

изобразительная оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал

музыкальная детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.

двигательная оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.

Техническое оснащение

Центры развития Оборудование и материалы, которые представлены в группе

Центр двигательной активности Игрушки – двигатели: каталки, качалки. Мячи резиновые большие и маленькие. Массажные мячи, султанчики, погремушки, помпоны, платочки, «Дорожки здоровья» (для профилактики плоскостопия, флажки.

Центр сюжетно-ролевой игры Игрушки – персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать. Набор игрушечных продуктов, набор овощей и фруктов, набор игрушечной посуды, набор игрушечных животных. Коляски. Набор кукольной мебели: кровать, диван, стол, стулья. Игрушки транспортные разного вида и назначения (легковые, грузовые).

Дидактические игры: «Кто как кричит», «Найди маму», «Найди свой домик», «Гусеницы» и др.

Игра "Магазин" - весы, сумки, касса, овощи и фрукты.

Игра "Больница" - спец одежда, врачебные инструменты, таблетки, мензурки, баночки с лекарством.

Игра "Дом" - куклы разных размеров, посуда, одежда для кукол, телефон, фотоаппарат.

Игра "Парикмахерская" - зеркало, спец одежда, расчески, фен, заколки, духи, туалетная вода;

Игра "Зоопарк" - дикие и домашние животные;

Машины крупные и средние, грузовые и легковые, руль.

Центр театрализованной деятельности Разные виды театра: настольный, плоскостной, пальчиковый, театр игрушек,

костюмы, маски. Сказки настольного театра - "Заюшкина избушка", "Колобок", "Теремок", "Маша и медведь".

Центр книги Книги с соответствующей возрасту литературой;

произведения русского фольклора: потешки, чистоговорки, русские народные сказки по программе.

Центр художественного творчества Бумага разной фактуры и формата, карандаши цветные, восковые, фломастеры, краски, гуашь, кисточки, непроливайки, ножницы, пластилин, дощечки для лепки, салфетки, стеки, природный материал, клей – карандаш, карандаши простые, подносы для форм и обрезков бумаги, губки из поролона, бросовый материал, текстильный материал (ленточки, шнурки и т д.); трафареты, раскраски, мольберт.

Центр природно-экологической деятельности Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох). Магниты, мыльные пузыри. Наборы для экспериментирования с водой и песком. Различные формочки: рыбки, черепашки, грибочки. Плавающие и тонущие игрушки, предметы из резины. Игрушки для практического исследования (с разными наполнителями). Наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования. Альбомы с тематическими картинками: «Что мы знаем о зиме?», «В песочнице» и др. Круговая диаграмма смены времен года; коллекция бумаги, пуговиц, ракушек; клеенки, фартуки и тряпочки для ухода за растениями. Альбом «Времена года», карточки с изображением природы, животных, насекомых.

Центр строительной деятельности Конструкторы с разнообразными способами крепления деталей, строительные наборы с деталями разных форм и размеров. Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, короткие и длинные пластины, призмы). Объемный конструктор.

Центр безопасности Макет дороги с перекрестком, машинки, альбом дорожные знаки, настольные игры и т. д.

Центр музыкальной деятельности Музыкальные шумовые игрушки. Куклы – неваляшки, погремушки, резиновые пищалки. Атрибуты для танцев (колпачки, платочки, косынки, ленты).

Центр патриотического воспитания Фотоальбомы: «Моя группа», «Я и моя семья». Атрибуты народного творчества: матрешки, свистульки. Альбомы с иллюстрациями: «Животные наших лесов», «Природа родного края».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возрастаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС во второй младшей группе Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС во 2 младшей группе МБДОУ д/с №31 г. о. Кинешма. Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе
Опубликовано: 6 марта 2023 в 09:47
+165Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД