Олеся Попова
Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе
▼ Скачать
Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды
Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой «Познавательное развитие», начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольной образовательной организации.
Публикация «Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Пространство группы организуется в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Оборудованы центры развития по всем видам детской деятельности:
- Центр физкультуры
- Центр сюжетно - ролевой игры
- Центр сенсорики
- Уголок для театрализованных (драматических) игр
- Центр строительства
- Центр изобразительного искусства
- Центр строительства
- Центр книги
- Центр настольно-печатных игр;
- Центр природы (наблюдений за природой).
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Пополнение и обновление предметного мира, окружающего ребенка способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Организация предметно-развивающей среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Предметно-игровая среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Предметно-пространственную среду группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.
В дизайн интерьера группы включены элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра. В приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок).
Предметно развивающая среда организуется на основе принципа гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: экспериментированием, конструированием, продуктивной деятельностью и т. д. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному общению.
Важнейшим условием реализации основной общеобразовательной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:
*обеспечение эмоционального благополучия детей;
*создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
* развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
*развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам нужно:
*проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
*создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
*обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
*обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
*обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
*обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
*Система дошкольного образования в образовательной организации нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В ДОО созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
Согласно п. 3.3. ФГОС ДО, предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
*возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
*реализацию различных образовательных программ;
*в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
*учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
*учет возрастных особенностей детей.
Создание и обновление предметно-развивающей среды по видам деятельности
Деятельность Оборудование
игровая игры, игрушки, игровое оборудование
коммуникативная дидактические материалы
познавательно-исследовательская натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.
восприятие художественной литературы и фольклора книги для детского чтения, иллюстративный материал
самообслуживание и элементарный бытовой труд оборудование и инвентарь для всех видов труда
конструирование конструкторы разных видов, природные и иные материалы
изобразительная оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал
музыкальная детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.
двигательная оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.
Техническое оснащение
Центры развития Оборудование и материалы, которые представлены в группе
Центр двигательной активности Игрушки – двигатели: каталки, качалки. Мячи резиновые большие и маленькие. Массажные мячи, султанчики, погремушки, помпоны, платочки, «Дорожки здоровья» (для профилактики плоскостопия, флажки.
Центр сюжетно-ролевой игры Игрушки – персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать. Набор игрушечных продуктов, набор овощей и фруктов, набор игрушечной посуды, набор игрушечных животных. Коляски. Набор кукольной мебели: кровать, диван, стол, стулья. Игрушки транспортные разного вида и назначения (легковые, грузовые).
Дидактические игры: «Кто как кричит», «Найди маму», «Найди свой домик», «Гусеницы» и др.
Игра "Магазин" - весы, сумки, касса, овощи и фрукты.
Игра "Больница" - спец одежда, врачебные инструменты, таблетки, мензурки, баночки с лекарством.
Игра "Дом" - куклы разных размеров, посуда, одежда для кукол, телефон, фотоаппарат.
Игра "Парикмахерская" - зеркало, спец одежда, расчески, фен, заколки, духи, туалетная вода;
Игра "Зоопарк" - дикие и домашние животные;
Машины крупные и средние, грузовые и легковые, руль.
Центр театрализованной деятельности Разные виды театра: настольный, плоскостной, пальчиковый, театр игрушек,
костюмы, маски. Сказки настольного театра - "Заюшкина избушка", "Колобок", "Теремок", "Маша и медведь".
Центр книги Книги с соответствующей возрасту литературой;
произведения русского фольклора: потешки, чистоговорки, русские народные сказки по программе.
Центр художественного творчества Бумага разной фактуры и формата, карандаши цветные, восковые, фломастеры, краски, гуашь, кисточки, непроливайки, ножницы, пластилин, дощечки для лепки, салфетки, стеки, природный материал, клей – карандаш, карандаши простые, подносы для форм и обрезков бумаги, губки из поролона, бросовый материал, текстильный материал (ленточки, шнурки и т д.); трафареты, раскраски, мольберт.
Центр природно-экологической деятельности Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох). Магниты, мыльные пузыри. Наборы для экспериментирования с водой и песком. Различные формочки: рыбки, черепашки, грибочки. Плавающие и тонущие игрушки, предметы из резины. Игрушки для практического исследования (с разными наполнителями). Наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования. Альбомы с тематическими картинками: «Что мы знаем о зиме?», «В песочнице» и др. Круговая диаграмма смены времен года; коллекция бумаги, пуговиц, ракушек; клеенки, фартуки и тряпочки для ухода за растениями. Альбом «Времена года», карточки с изображением природы, животных, насекомых.
Центр строительной деятельности Конструкторы с разнообразными способами крепления деталей, строительные наборы с деталями разных форм и размеров. Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, короткие и длинные пластины, призмы). Объемный конструктор.
Центр безопасности Макет дороги с перекрестком, машинки, альбом дорожные знаки, настольные игры и т. д.
Центр музыкальной деятельности Музыкальные шумовые игрушки. Куклы – неваляшки, погремушки, резиновые пищалки. Атрибуты для танцев (колпачки, платочки, косынки, ленты).
Центр патриотического воспитания Фотоальбомы: «Моя группа», «Я и моя семья». Атрибуты народного творчества: матрешки, свистульки. Альбомы с иллюстрациями: «Животные наших лесов», «Природа родного края».