Лидия Задисенская
Организация работы с родителями по укрепления здоровья детей раннего возраста в рамках родительского клуба
▼ Скачать + Заказать документы
Автор опыта: Задисенская Лидия Васильевна
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад «Солнышко» п. Чернянка
Белгородской области»
Организация работы с родителями по укрепления здоровья детей раннего возраста в рамках родительского клуба.
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта:
Публикация «Организация работы с родителями по укрепления здоровья детей раннего возраста в рамках родительского клуба» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Свою педагогическую деятельность Задисенская Л. В. осуществляет в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области».
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. В детском саду созданы все необходимые условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников. Усилия работников дошкольного учреждения направлены на оздоровление, сохранение и укрепление здоровья, всестороннему развитию личности, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физической культуре; создание условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни, обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка – дошкольника и осуществляются совместно с родителями. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Теорией и практикой доказано, что успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического воспитания в детском саду и семье.
Не секрет, что многие родители считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, развиваться. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Какие инновационные подходы необходимо найти?
Поэтому организация деятельности семейного клуба была определена инновационной формой работы по укреплению здоровья детей.
Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую работу с ним как в ДОО, так и в семье.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой.
Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор образовательного учреждения - насколько они способны с самого раннего возраста создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).
Единство ДОО и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Практика показывает, что одним из главных путей повышения взаимодействия ДОО и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Актуальность опыта
Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей- одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребёнка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребёнка.
Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности а, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем. Согласно статье 1.6. ФГОС ДО одной из главных задач дошкольного образования на современном этапе - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
В связи с широким внедрением в образовательное пространство дошкольных образовательных организаций требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, много говорится о возможностях использования инновационных технологий, подтвердивших свою практическую эффективность. Однако в практике работы дошкольного образования в данный момент существует устойчивое противоречие между пониманием необходимости формирования у воспитанников навыков здоровьесбережения и недостаточной разработанностью подходов к повышению уровня сформированности навыков ЗОЖ через организацию деятельности семейного клуба, являющегося инновационной формой работы по укреплению здоровья детей.
Предлагаемый опыт направлен на устранение данного противоречия.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей психолого-педагогической идеей опыта является создание условий в группе для укрепления здоровья детей раннего возраста через организацию деятельности родительского клуба «Папа, мама, я – здоровая семья».
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по май 2018 года в несколько этапов:
I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – октябрь 2016 г.
II этап – основной (формирующий) – ноябрь 2016г. – декабрь 2017 г. На данном этапе проводилась реализация комплексной оздоровительной и психолого-педагогической программы деятельности детско-родительского клуба «Папа, мама, я – здоровая семья».
III этап – заключительный – декабрь 2017- май 2018 г.
Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, анализ трудностей и проблем педагогов, родителей (законных представителей) детей, составление плана работы, изучение специальной психологической, педагогической и методической литературы, подбор диагностического материала, совместных мероприятий, направленных на оздоровление детей раннего возраста.
На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих повышению уровня оздоровительных возможностей детей раннего возраста в рамках деятельности детско-родительского клуба «Папа, мама, я – здоровая семья» в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность реализации программы для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен комплексной системой работы воспитателя под руководством педагога-психолога, медицинской сестрой с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) по повышению уровня оздоровления детей раннего возраста в рамках детско-родительского клуба с помощью совместных мероприятий, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, на совместных тренингах и занятиях с родителями в рамках оздоровительных мероприятий, педагогических советах, семинарах, в индивидуальных консультациях, и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.
Теоретическая база опыта
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда наши дети здоровы, когда их глаза наполнены радостью». В. А. Сухомлинский.
Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ.
Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей (законных представителей).
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье». Академик Н. М. Амосов.
Активное привлечение родителей к участию в работе обосновывается все теми же обстоятельствами: система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития (Л. С. Выготский).
Целью программы «Здоровье» (В. Г. Алямовская) является развитие позитивной личности, ее положительное эмоциональное состояние
Программа «Зеленый огонек здоровья» (М. Ю. Картушина) направлена на формирование у ребенка интереса к своему личному здоровью. Оздоровительная работа проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Специальные психолого – педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка - дошкольника.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально - исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Проблемой организации работы с родителями (законными представителями) в системе ДОО занимались: Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, Т. А. Куликова, О. Н. Урбанская, Я. И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали: Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В. М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье - Д. О. Дзинтере. Данными учеными исследовалось взаимодействие образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось.
В это время, исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В. И. Безлюдная, специфика педагогической позиции воспитателя по отношению родителям (законным представителям) (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва, детско-родительские отношения в семье с нарушенным кровным родством (Е. П. Арнаутова, работа детского сада с молодой семьей (О. Л. Зверева).
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в усовершенствовании организации процесса оздоровления детей в рамках детско-родительского клуба, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения, оздоровления и в использование метода ЗОЖ в работе с детьми и их родителей (законных представителей раннего возраста с целью повышения их здоровья.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть применен как в условиях дошкольных образовательных организаций так и в семейных оздоровительных мероприятиях, работающими над проблемой формирования навыков здорового образа жизни детей раннего возраста в рамках деятельности детско – родительского клуба.
Раздел II
Технология описания опыта
Целями является:
- формирование начальных основ здорового образа жизни у детей раннего возраста;
- установление сотрудничества педагогов и семьи в вопросах ЗОЖ и развития детей раннего возраста; в условиях детско – родительского клуба;
- обучение родителей (законных представителей) практическим умениям организации двигательной деятельности с детьми.
Задачи:
установить партнёрские отношение с семьёй каждого воспитанника объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимо-поддержки в проблемы друг друга;
- активизировать и обогащать воспитательное умения родителей (законных представителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- сознание психологического комфорта для малышей при организации совместных занятий, развивая у них чувство защищённости, благодаря присутствию родителей (законных представителей).
Содержание деятельности и средства достижения цели
Детский сад и семья – это две социальные структуры, которые и определяют уровень здоровья детей. Поэтому мы предполагаем, что если организовать сотрудничество педагогов ДОО и их родителей, то дети и родители будут знать общие принципы здоровьясбережения и применять их в дальнейшей жизни, придерживаться норм здорового образа жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье дальнейших поколений.
В соответствии с этим, система работы педагогов с семьей в рамках детско-родительского клуба, включала следующие направления в работе :
— ознакомление родителей с результатами диагностики здоровья ребенка;
— целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального температурного режима;
— участие в составлении индивидуальных программ оздоровления и здоровьесбережения детей, основываясь на семейном опыте и возможностях семьи;
— ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое, социальное развитие ребенка;
— обучение некоторым приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, виды закаливания и пр.);
— ознакомление с мероприятиями, которые проводятся в ДОО и направленные на оздоровление детей;
— просвещение в области нетрадиционных методов оздоровления детского организма.
Модель
психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений детского-родительского клуба «Папа, мама, я – здоровая семья»
Организация деятельности через детско – родительский клуб в ДОУ ведется поэтапно.
I этап: первичная диагностика: (на начальном этапе работы детско – родительского клуба в ДОО) -
• прогноз вероятной степени здоровья детей,
• характеристика родителями состояния своих детей,
• оценка педагогами состояния детей в период нахождения детей детском саду,
• Оценка результатов наблюдения за детьми в семье.
II этап: профилактическая и коррекционная работа воспитателя под руководством психолога и старшей медицинской сестры с детьми, родителями (законными представителями, педагогами:
• психолого-педагогические рекомендации, консультации для родителей и педагогов
• совместная оздоровительная работа с детьми и их родителями (законными представителями)
III этап: контрольная диагностика
• оценка уровня здоровья детей ДОО (заполнение сводной таблицы на группу,
• анкетирование родителей с целью получения информации обратной связи. Педагог-психолог совместно с воспитателями группы проводит комплекс занятий по тематическому плану с целью своевременной профилактики психоэмоционального напряжения и повышения уровня здоровья детей. Сами занятия имеют еще и диагностический эффект, так как позволяют на первоначальном этапе выявить детей с проблемами в поведении, эмоциональной сфере и др., которые нуждаются в коррекции. Игры и физические упражнения совместно с родителями (законными представителями) могут входить в состав развивающих и оздоровительных занятий, либо использоваться как самостоятельное занятие.
Цель совместных занятий в детско-родительском клубе состояла в создании оптимальных условий для обучения родителей физкультурным упражнениям со своим ребёнком, которыми можно заниматься в свободной деятельности в домашних условиях.
В ходе работы родители усвоили способы взаимодействия с ребё нком на физкультурном занятии: в выполнении физических упражнений, в страховке на спортивных снарядах, в подвижной и спокойной игре.
Постоянно проводилась работа по мотивации родителей на самостоятельную организацию двигательно – игровой деятельности с ребёнком в свободное от работы время. Поощрялись совместные с детьми физкультурно – оздоровительные мероприятия – «Здоровый образ жизни». Педагогами постоянно побуждались родители включиться в воспитательно-образовательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОО, которые посещает их ребенок. Совершенствование содержания и образования в ДОО в соответствии с реализуемой программой развития «Формирование здорового образа жизни в совместной деятельности с семьей» : анкетирование; подбор методических рекомендаций по созданию здоровьесберегающей среды; консультирование, беседы; папок- передвижек, памяток, буклетов. формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми; создание клуба «Папа, мама, я – здоровая семья»; проведение семейных праздников, акций, с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей; обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности.
Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома в семье:
1. Создание специальных условий для физического развития детей.
2. Приобретение игрового материала (настольно-печатных игр по формированию привычки к здоровому образу жизни.
В ДОО:
1. Создание условий в группе и на прогулочной площадке для свободной двигательной деятельности детей.
2. Пропаганда среди родителей игр и игрушек, являющихся педагогически ценными. Разъяснение родителям о негативном воздействии отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.
3. Согласование режима дня дома в выходные дни.
4. Распространение положительного опыта семейного воспитания по построению здоровьеформирующего простанства.
5. Создание благоприятной гигиенической обстановкой, предусматривающей систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха С.
6. Оборудование в домашних условиях рабочего места ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.
6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.
7. Обучение детей самостоятельному выполнению всех гигиенических процедур (по возрасту).
8. Осуществление закаливающих процедур с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: - условиями домашних условий - условиями образовательного учреждения
9. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
10. Личный пример взрослых родителей и педагогов под девизом «Мы за здоровый образ жизни!» : отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т. п.
4. Заключительный этап:
На данном этапе были организованы :
- итоговая семейная прогулка – поход на территории детского сада.
- оформлены фото-альбом движения семейного клуба; медио-- презентация проведённой работы4
- проведено итоговое анкетирование родителей (законных представителей).
Раздел III.
Результативность опыта
На заключительном этапе работы над опытом проведен опрос родителей (законных представителей) по проблеме - «Изменились ли ваши взгляды на проблему сохранения и укрепления здоровья ваших детей после участия в проекте?»
Цель: проанализировать уровень семейных мероприятий проведённых по ЗОЖ, определения уровня сформированности навыков здорового образа жизни в рамках детско - родительского клуба.
Опыт работы доказал, что на совместных мероприятиях, в непринужденной обстановке дети и родители получают необходимую квалифицированную помощь. Все положительные эмоции проецируются на выполнение заданий и поэтому они успешно реализуются. Дети окружены заботой, вниманием и любовью родителей.
Все совместно проводимые мероприятия в детской – родительском клубе «Папа, мама, я – здоровая семья» позволили нам привлечь внимание родителей (законных представителей) к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле.
Результаты проведенной работы показали, что повышения эффективности решения задачи, формирования здорового образа жизни дошкольников можно добиться при соблюдении рационального сочетания различных форм взаимодействия детского сада и семьи, которые направлены на повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей, единства подходов в воспитании.
Библиографический список:
1. Мурашкина, Н. Ф., Стропина, И. Л. Семейный клуб Здоровейка Научно – практический журнал: Инструктор по физкультуре. №5. 2011. – 128с.
2. Пономарева, И. О. Взаимодействие педагогов с семьей – условие повышения интереса детей к физической культуре Научно – практический журнал: Инструктор по физкультуре. №6. 2011. – 128с.
3. Горшенина, В. В., Самошкина, И. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В. В. Горшенина, И. В. Самошкина. – М. : Глобус, 2007.
4. Давыдова, О. И., Богославец, Л. Г., Майер, А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
5. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М. : Айрис-пресс, 2003.