НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА
Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый момент, когда малыш произнес первое слово. А на самом деле гораздо раньше
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы учителя - логопеда, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка.
Публикация «Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи, малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои мысли, чувства, переживания, делится впечатлениями. Речь, как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.
Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и специальных занятий по развитию речи.
В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Это в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную речь. Ребенок уже может по просьбе найти игрушку, а к 1г. 3м. он может выполнять простые действия, несложные поручения.
До 1г. 6м. фразовая речь у детей отсутствует.
Работая с детьми раннего возраста, мы убедились, что активный словарный запас имеет решающее значение в овладении фразовой речью. Малыш начинает употреблять фразы лишь тогда, когда активный словарь достигает 40 – 60 слов. Особенно быстро пополняется словарь к двум годам. Его количество составляет от 100 до 300 слов. Чаще всего это существительные. Из прилагательных используются слова, обозначающие размер предмета. Мы считаем, что объем словаря напрямую зависит от условий воспитания, от частоты общения со взрослым, а качество речи – от того, какие слова чаще употребляют окружающие, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное и полноценное формирование речи – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В процессе развития речи у детей раннего возраста появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи и на развитие его собственной речи.
Работая с детьми раннего возраста, мы из года в год сталкиваемся с одними и теми же проблемами, а именно: очень мало материала по речевому развитию детей от 1 года до 2 лет. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что нужно систематизировать материал по развитию речи детей раннего возраста.
В сентябре мы провели ряд наблюдений с целью выявления речевых отклонений.
• Не все дети понимают обращенную речь взрослого.
• Дети раннего возраста не проявляют инициативу в общении со взрослым, не обращаются к нему с просьбой или высказыванием.
• Дети пользуются лепетной речью и упрощенными словами.
• Дети заменяют речь мимикой и жестами.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей раннего возраста развита пассивная речь, они способны выполнять словесные инструкции взрослого, но наряду с этим имеют недостаточно развитую активную речь.
В результате обследования детей, мы составили следующие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста :
• Ежедневно проводить артикуляционную гимнастику и упражнения: «Улыбка», «язычок играет», «кошечка лакает молоко», «трубочка», «лошадка».
• Ежедневно использовать пальчиковые игры: «сорока – ворона», «ладушки», «петушок», «весёлые ладошки», «котик – коток».
• Использовать игры для развития воздушной струи : «закружи снежинки», «осенние листочки».
• Обогащать активный и пассивный словарь, опираясь на лексические темы.
• Учить выражать свои желания и потребности речью, а не жестами.
• Включать в жизнь детей игры – инсценировки и игры - драматизации по сказкам.
• Ежедневно использовать художественное слово (потешки, короткие стихи).
• Читать сказки с повторяющимися действиями.
• Рассматривать предметные и сюжетные картинки.
• Рассматривать игрушки и описывать их.
• Ежедневно использовать игры на развитие мелкой моторики рук.
• Учить выполнять поручения и инструкции взрослых.
• Учить понимать речь взрослого обращенную к нему.
• Учить активно использовать в речи простые слова и звуковые комплексы (би – би, тук – тук, ням – ням).
• Продолжать знакомить детей с названиями окружающих предметов, учить узнавать их на картинке.
• Учить играть рядом с другими детьми.
• Играть вместе с другими детьми.
• Побуждать повторять за взрослым простые слова, отвечать на вопросы (что это?; кто это).
• Учить выполнять простые поручения взрослых.
Для успешного речевого развития детей второго года жизни, мы ставим следующие задачи:
От 1 года до 1 года 6 месяцев
1. Содействовать развитию понимания речи и расширять запас понимаемых слов:
- учить по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды.
- учить понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, части лица, бытовые и игровые действия, признаки предметов (цвет, размер, форму).
- учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.
- учить понимать сюжеты небольших инсценировок с игрушками, состоящих из двух или трех действий.
- системообучающая задача на втором году жизни - поддерживать и развивать потребность в общении.
2. Содействовать развитию активной речи :
- совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями знакомых предметов, их качеств, действий.
- учить показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы.
- формировать умение отвечать на вопросы: «кто это?», «что это?», «что делает?»
- развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
- учить произносить по подражанию предложения из двух слов.
От 1г. 6м. до 2 лет.
1. Развитие понимания речи :
- расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела и лица ребенка (руки, ноги, голова, живот, рот, глаза, нос, уши, щеки, лоб)
- называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый, размер (большой, маленький, форму (кубик, кирпичик, крыша- призма,
Состояние (чистый, грязный, а также место нахождения предмета (здесь, там, временные (сейчас) и количественные (один, много) отношения (к концу года).
- закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.
- учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает, способы питания (лакает, клюет, голосовые реакции (мяукает, лает); способы передвижения человека (идет, бежит, его трудовые действия (стирает, моет, а также слова, характеризующие его настроение (плачет).
- учить понимать предложения с предлогами в, на.
- формировать обобщенные представления о предметах и действиях.
- учить узнавать и показывать знакомые предметы не зависимо от их размера и цвета; соотносить одно и тоже действие с несколькими предметами (кормить можно не только куклу, но и мишку).
- содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
2. Развитие активной речи :
- поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными.
- предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.
- продолжать расширять и обогащать словарный запас детей :
• существительными, обозначающими название игрушек, одежды, обуви, посуды, транспортных средств, ярких представителей животного и растительного мира; именами собственными.
• глаголами, обозначающие бытовые, игровые действия ; действия, противоположные по значению (снимать – надевать); действия, обозначающее желание и эмоциональное состояние людей (смеяться, плакать, хотеть, их взаимоотношения.
• прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину, вкусовые качества, температурные различия (сладкий, кислый, холодный).
• наречиями (высоко, низко, тихо, впереди).
- учить детей составлять фразы из двух – трёх слов; употреблять правильные
грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги. Предлагать образцы употребления вопросительных слов.
- учить интонационной выразительности речи.
- способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
Мы проводим игры – занятия, которые дают возможность сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное, на наш взгляд, заинтересовать малышей, пробудить творческую и познавательную активность. Большое внимание в своей работе с детьми уделяем приобретению ими сенсорного и сенсорно – моторного опыта.
Игры – занятия по развитию речи детей раннего возраста мы строим на сочетании разных видов деятельности (ознакомление с окружающим, игра, театр, занятия с дидактическим материалом).
Обыгрывание какого – либо сюжета картинки с помощью различных игрушек и предметов, всегда сопровождается эмоциональными комментариями, активно используем художественное слово, литературный материал. Такой метод обучения позволяет нам заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создавать эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В процессе обыгрывания сюжетов всегда ведем непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушками, персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.
На занятиях и в повседневной жизни детей мы широко используем художественное слово: песенки, потешки, короткие стихи. Этим ярким произведениям присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос – ответ). В этих играх могут одновременно участвовать и малыши и родители. Дети с удовольствием повторяют звукоподражания, сопровождая их движениями, соответствующими тексту.
Движениями мы сопровождаем не только тексты потешек и стихов, но и некоторые сюжеты сказок.
Предлагаем вашему вниманию некоторые методы и приемы, которые мы с успехом использую на логопедических занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста.
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Артикуляционная гимнастика является частью игры – занятия и не должна быть очень утомительной. Она продолжается не более 3—5 минут. Дети с удовольствием включаются в игру и выполняют упражнения:
• «Окошко» Широко открыть рот (жарко, закрыть рот (холодно)
• «Шарики» Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
• «Вкусное варенье» Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
• «Кошечка лакает молоко» Облизать тарелочку, как это делает киска.
• «Барабан» Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
• «Слоненок» Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
• «Лошадка» Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
• «Заборчик» Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
• «Чистим зубки» Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
• «Паровозик» Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
• «Пароходик» Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
• «Часики» Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Пальчиковая гимнастика.
Активизации речевого развития также способствует пальчиковая гимнастика и специальные упражнения на согласование речи с движениями. Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Ведь каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. С этой целью мы используем народные «пальчиковые» игры на всех развивающих занятиях. Дети очень быстро осваивают их и в дальнейшем играют без показа взрослого. Это такие игры как:
• «Ладушки»
• «Сорока- Ворона»
• «Коза рогатая»
• «Петушок»
• «Пальчик- мальчик»
• «Прятки»
• «Замочек»
• «Паучок»
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий с использованием пальчиковых игр:
• Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст при этом необходимый эмоциональный настрой.
• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковую гимнастику стараюсь проводить в любой удобный момент:
• «Дождик»
• «Зайка серенький»
• «Котята»
• «Веселая семейка»
• «Пальчик- мальчик»
• «Мы делили апельсин»
• «Кукла Маша печенье пекла»
• «Кораблик»
• «Цветочки»
Развитие мелкой моторики рук.
На занятиях мы широко используем игры на развитие мелкой моторики рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук, способствует активации речевых центров, улучшению артикуляционных движений, развитию координации, ребенок познает свойства предметов. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь. Наши малыши очень любят играть в следующие игры:
• Шнуровка.
• Настольная и напольная мозаика.
• Пальчиковый бассейн.
• Конструкторы типа «лего».
• Строительные наборы.
• Застегивание и расстегивание пуговиц.
• Игры с липучками.
Игры для детей от одного года :
• Мозаика
Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики, а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
• Сильные ладошки
Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
• Бусины
Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
• Конструктор
Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша : начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).
• Волшебный поднос
На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы
• Шнуровки
Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования» : например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
• Золушка
Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
• Разноцветные прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).
• Маленький скульптор
Лепка из теста ( рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек
• Забавные картинки
По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
• Счетные палочки
Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
• Трафареты Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить трафареты внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать их из куска линолеума
• Застегни пуговку
Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка.
Развитию мелкой моторики способствуют игры с водой и песком:
• «Постираем платочки»
• «Звонкий ручеек»
• «Капля- раз, капля- два»
• «Веселая рыбка»
• Формование песка
• «Маленькие рыболовы»
• «Пальчики купаются»
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Эти упражнения очень нравятся малышам своей яркостью и необычностью. Целью этих упражнений является выработка плавного речевого выдоха.
Упражнения для развития речевого дыхания :
• ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора
• футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
• листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
• снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
• кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
• бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
• одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
• Мыльные пузыри
Стараться плавно выдуть как можно больше пузырей.
Потешки и стихи для пальчиковых игр.
Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.
Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Предлагаем Вашему вниманию потешки для пальчиковых игр.
Сорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)
Ладушки
- Ладушки, ладушки!
Где были?-
- У бабушки.
-Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)
Варежка
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)
Использование художественного слова.
В своей работе широко используем художественное слово.
Мы считаем, что фольклор для самых маленьких (песенки, потешки, пестушки, колыбельные) эмоционально обогащает малышей, воспитывает чуткое восприятие родного языка.
• «Петушок»
• «Киска»
• «Собачка»
Знакомство с потешками начинаем с рассматривания иллюстраций, картинок. Даем возможность рассмотреть персонаж, послушать о его особенностях. Дети учатся двигаться, «говорить» как киска, собачка, мишка в зависимости от того, о ком потешка.
Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Чтобы малыши быстрее запомнили потешки, произносим их выразительно, эмоционально.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом.
Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребенка пополняется новыми словами ( например: щечки, роток, глазки и др., развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными сопровождаем чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления становятся более яркими и точными. Читая потешки («Курочка - рябушечка», «Кисонька - мурысенька» и др., можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным.
Инсценирование сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.
ВЫВОД
Ежедневно проводя целенаправленную работу по речевому развитию детей раннего возраста, мы достигли следующих результатов:
• Расширили представления детей об окружающей действительности, поэтому у детей появилась потребность в речевом общении.
• Значительно увеличился объём словаря (от 10 - 30 до 200 – 300).
• Звукоподражательные слова дети заменили на общеупотребительные.
• Многие усвоили некоторые грамматические конструкции языка.
• Дети проявляют инициативу и активность в общении со взрослым и сверстниками.
• Ребята начали употреблять предложения из 2 – 3 слов.
• Начало происходить становление связной речи.