Елена Олейникова
Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России особое внимание уделяется вопросу ранней профориентации дошкольников. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной профессии, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества.
В рамках преемственности по профориентации дошкольная образовательная организация (далее ДОО) является важным первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Профессиональные интересы детей дошкольного возраста не позволяют говорить о профессиональной направленности личности, ибо в этом возрасте нет потребности в профессии, на данном этапе необходимо психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, развивать первоначальные представления о мире существующих профессий.
Публикация «Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Учитывая, что основные качества человека формируются в детские годы, особенно важно именно в этот период «напитать» восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к своей Родине, большой и малой, к её истории и традициям, к миру профессий к людям труда.
В настоящее время в ДОО существует проблема по организации ранней профориентации детей : не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда. В нашем деском саду образовательная деятельность профориентационной направленности осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей и включает следующие блоки: – совместная партнёрская деятельность взрослого и детей : непосредственно организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребёнка в ходе режимных моментов – самостоятельная детская деятельность – взаимодействие с семьями воспитанников. Совместная образовательная деятельность организуется с учетом интересов и потребностей дошкольника, она может проходить в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. В дошкольном возрасте ребенок приступает к активному познанию большого мира профессий.
Постигнуть мир профессий только посредством слова (через рассказы) ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом. Важное значение имеет организация игрового пространства ДОУ — обеспечение игровым оборудованием для моделирования простейших трудовых действий (атрибуты профессии, игровые ширмы, спецодежда и игрушки, моделирующие орудия труда); наличие средств наглядности — для формирования у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире профессий в виде : – специального оборудования (мультимедиа проектор, экран, компьютер); – презентаций, картинок с соответствующей тематикой, фотографий и иллюстраций; – познавательной литературы (книг с произведениями детской художественной литературы, журналов, энциклопедий). Правильно подобранные и своевременно представленные детям наглядные средства расширяют кругозор и конкретизируют формирующиеся и накопленные знания о профессиях и взывают и активный интерес к профессиям взрослых.
Важное значение имеет взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. В своей работе мы используем разнообразные формы работы с родителями : Познавательные — направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) в области социального развития детей. Например, родительские собрания направлены на ознакомление с целями, задачами и содержанием образовательной деятельности профориентационной направленности с детьми дошкольного возраста по теме : «Ребенок в мире профессий», «Нужна ли ранняя профориентация в детском саду?» и др. Досуговые — направлены на установление эмоционального контакта между всеми участниками образовательных отношений. Например, музыкальные, спортивные досуги по темам профессий или «Встречи с интересными людьми», когда родители (законные представителей) приглашаются на открытые мероприятия, где вместе с детьми поют песни, читают стихи, изготавливают подарки, придумывают театральные постановки, посвященные праздничным мероприятиям: «День медицинского работника», «День спасателя» и д.
Наглядно-информационные — ознакомление родителей (законных представителей) с работой детского сада, особенностями познавательного развития детей. Например, «Когда начинать знакомить детей с профессией?», «Зачем дошкольнику играть в профессии». Информационно-аналитические — выявление интересов, потребностей, запросов родителей (законных представителей, уровня их педагогической грамотности. Например, анкетирование «Во что играет ваш ребенок?»
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое и очень важное направление деятельности дошкольной образовательной организации.
Недаром говорят, что дети — это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией!
Литература: Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016. Гофман Е. Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Актуальные вопросы социализации и профессиональной ориентации детей и подростков материалы Интернет-конференции. 2017. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М. : Сфера, 2005. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013.