Татьяна Оськина
Организация работы по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказки
Нравственное воспитание рассматривается в программе дошкольного образования как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Публикация «Организация работы по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказки» размещена в разделах
В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки. В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. После слушания сказок "Колобок", "Козлятки и волк", "Петух и лиса" можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как "Козлятушки-ребятушки", "Петушок-золотой гребешок", "Коза-дереза" и др.
Педагогам необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возрасте начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам) : А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"; П. Бажов "Серебряное копытце" и др.
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка и др., можно перейти к сочинению сказок.
Воспитателям нужно рассказать детям, что есть не только люди, которые хорошо рассказывают сказки - сказители, но и те, кто сами их сочиняют - сказочники. Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста мы учим детей слушать, воспринимать и понимать сказку. При использовании сказки мы опираемся на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности.
Руководствуясь сказками, детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно выработать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Самыми целесообразными методами в плане формирования нравственных качеств у детей, на наш взгляд, будут являться те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки вовлекать детей в деятельность. Можно и нужно инсценировать сказку, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир человеческого общения. При инсценировке сказку можно объединить с песенками. Целесообразно предложить детям выбрать из разученных ранее песен те, которые могут петь герои сказки.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаем по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод - рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры "Отгадай мою сказку", "Один начинает - другой продолжает", "Откуда я?" (описание героев) и другие. Литературные викторины проводим как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.
Рассматривая приемы формирования восприятия сказки, отметим, что сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом. Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.
Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1 - 2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин. Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? и другие).
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста. Использованием драматизации как приема мы привлекаем к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой - то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.
Начиная со старшей группы, детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках. Показывая какую - либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках.
Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрацией.
С детьми шести - семи лет можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одной и той же сказке, выполненных разными художниками. Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка - это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки. Иллюстраторы детских книг стремятся давать обложки яркие, выразительные. Для того чтобы дети заинтересовались обложкой, надо умело приучать детей наблюдать ее. Возьмем к примеру обложку художника Ю. Васнецова к книге С. Маршака "Теремок". Показывая ее детям, мы обращаем внимание, прежде всего на обложку в целом, а потом на детали: каков узор, как нарисовано заглавие, какие буквы. Дальше мы привлекаем внимание к тому, какой интересный сказочный теремок нарисовал художник, кто в этом теремочке живет.
Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок. На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется прослушивание записи в исполнении артиста. Все вышеперечисленные приемы используются в работе педагогами, учитывая возраст детей, индивидуальные особенности и даже их настроение.
Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно воспитывать на сказках бессистемно, от случая к случаю.
Проведение специальной работы по нравственному воспитанию посредством сказки способствует повышению общего нравственного развития у детей.
Педагогам в работе со сказкой необходимо найти педагогическую сущность тех или иных сказок, их воспитательные возможности, обязательно соотнося их с требованиями времени и уметь правильно донести это до детей.