Любовь Карпова
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Опыт работы по духовно – нравственному воспитанию в МКДОУ «ЦРР - детский сад №7»
(Слайд 2)
«Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»
Слова из песни «Идем дорогою добра»
Публикация «Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Наши дети быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Как найти источник, сохраняющий нравственные ценности жизни детей? В своей деятельности мы опираемся на программу профессора Л. Л. Шевченко «Добрый мир». Программа не ставит своей задачей введение ребёнка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.
(Слайд 3-7)
Мы стараемся заложить основу нравственной культуры ребёнка, воспитать в нём качества, которые помогут не только отличить добро- от зла, но и противостоять злу. Ценностью детского мира является доброта, ведущим видом деятельности – игра. Игра – это великий учитель, педагог для всех детей. Именно в играх дети познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное. Наша цель: видеть наших детей хорошими, добрыми, учить почитанию родителей, уважать старших членов семьи. Воспитывать любовь к Родине, её культурным традициям, к нашей малой Родине – городу Калачу. Следующая наша задача: организовать досуг детей, развить творческие способности.
Мы считаем, что в дошкольном возрасте целесообразнее знакомить детей с народными традициями, воспитывать уважение к культуре и традициям русского народа, главными православными праздниками. Стараемся использовать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Прежде чем начать работу, обратились к родителям наших воспитанников и получили согласие на проведение занятий по духовно – нравственному воспитанию детей.
В нашем детском саду есть свои традиции, которые мы называем «Идём дорогою добра» На праздники день Победы и на праздник «День Защитника Отечества» мы с детьми ходим с концертом в интернат для пожилых людей. Мы считаем, что важно быть благодарными пожилым людям, пробуждать в детях чувство уважения, научить внимательно относиться к старшим, делать для них добрые дела. Зимой в детском саду проводилась благотворительная акция. В подготовительной группе заболела девочка, срочно нужны деньги на операцию. Никто не остался в стороне, все: и родители, и сотрудники и даже дети старались помочь девочке хоть чем-то. Наш детский сад принимал участие в акции «Белый цветок» в помощь больным детям.
(Слайд 8-10)
Это беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело- делай смело», Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем», Доброе слово лечит, дурное – калечит». Перед проведением беседы вместе с родителями организуем уголок «Духовной литературы». Вначале беседы дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова приветствия, выполняя соответствующие движения: «Солнышко лучиками нам в окошко светит, самые лучшие дети мы на свете! Заниматься, слушать нам не лень! Говорим с улыбкою: «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!» После приветствия общение продолжается.
(Слайд 11-21).
Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания. К празднику Рождества Христова начинаем готовиться заранее. Вначале проводим беседы: Что такое праздник? Какие праздники мы празднуем? Дети слушают историю события Рождества, рассматривают (рисунки, фотографии). А после уже начинаем учить колядки, праздничные рождественские песенки, обязательно готовим рождественский спектакль. Дети вместе с родителями готовят выставку рисунков, делают рождественские подарки.
(Слайд 22-25)
Праздник Пасхи – самый радостный и светлый христианский праздник. Перед праздником дети в детском саду обязательно расписывают яички, способ раскраски выбирают сами. К празднику дети учат пасхальные песни, слушают духовную музыку композитора Бортнянского, знакомятся со звоном колоколов. На Пасху в церквях колокола звонят по особому торжественно, этот звон зовётся Пасхальный Благовест. В Пасхальные дни проводятся детские игры: «Пасхальное гнёздышко», «Чьё яйцо будет дольше крутиться?» игра «Столкновение яичек».
(Слайд 26-33)
День Святой Троицы празднуем на 50 день после Святой Пасхи. Вначале беседы рассматриваем икону Святая Троица, на которой изображены три ангела, которые являются прообразом Святой Троицы, затем рассказываю детям, что этот праздник воссоединил в себе традиции зелёных святок, посвящённых концу весеннего периода, пробуждение природы к началу лета. Для Троицы свойствен обряд завивания берёзки, так как она является деревом, обладающим хорошей энергетикой. Девочки в день праздника наряжаются в красивые сарафаны, плетут венки, мальчики обязательно одевают русские костюмы. Праздник проходит на улице, дети водят хороводы, поют весёлые народные песни. Знакомство детей с провославными праздниками положительно влияет на всех детей. Они долго сохраняют в душе радость праздничного события.
Мы используем разнообразные средства эмоционального общения с детьми: музыку, живопись, игры, сказки. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах с педагогами и родителями. Заканчиваются мероприятия угощением или чаепитием.
(Слайд 34,35)
В июне месяце был организован конкурс духовной поэзии «Живое слово», в котором принимали активное участие наши воспитанники. Двое детей получили почётные грамоты. Вручал грамоты детям настоятель «Вознесенского храма» Благочинный отец Евгений Бей.
(Слайд 36,37)
На день Матери в подготовительной группе нашего детского сада были приглашены все мамы. Дети очень старались читать стихи, петь, танцевать. Дети вместе со своими мамами соревновались в разных играх, аттракционах.
(Сайд 38-41)
В мае месяце 2014г в Калачеевском благочинии был организован конкурс рисунка на асфальте «МОЯ МАМОЧКА» - конкурс проводился в третью неделю по Пасхе, когда церковь прославляла подвиг святых жен – мироносиц. Семь команд из дошкольных учреждений Калачеевского благочиния приняли в нём участие. Детям из нашего детского сада были вручены грамоты победителей.
(Слайд 42,43)
Вокруг нас – прекрасный мир, где есть место маленькому цветку, птенцу, голубому небу, добрым людям. Будем надеяться, что наши воспитанники сохранят и преумножат эту красоту.