валентина некрасова
Организация работы по адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детство
– это важнейший период человеческой жизни. Отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Проблема адаптации к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде. Актуальность же проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и сове личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Публикация «Организация работы по адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактов положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен – существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Главное обстоятельство, провоцирующее страху ребёнка, – это отрыв от матери оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор оказы-ваясь в новой ситуации, ребёнок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребёнку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.
Некоторые дети первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, как показывает опыт, родители рано радуются. Слезы и истерики могут начаться через неделю, а то и больше после начала посещения ребёнком детского сада, когда эффект новизны пройдет, новые игруш-ки будут уже не интересны, да и ребёнок к тому времени разберется, что не все так здорово в детском саду.
Оформляя ребёнка в детский сад, родители часто переживают: как встретят его ребёнка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волне-ние это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребёнка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было повышенное внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребёнка в детском саду? Волнение усугубляется, если ребёнок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребёнку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
И все же дети ведут себя не одинаково при поступлении в детский сад. Одни приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие же делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспи-тателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспита-телю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расставаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины могут быть самыми разными:
• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
• наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
• неумение занять себя игрушкой;
• несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков;
• отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми и детьми (это главная и основная причина такого поведения).
В привычную, сложившуюся жизнь ребё нка буквально врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• постоянный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
• резкое уменьшение персонального внимания.
Подмечено, что особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения кото-рых был сужен до минимума (мама – ребёнок, бабушка – ребёнок, ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неуме-ние войти в контакт с незнакомыми людьми определяют его характер поведения. А когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызы-вает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. А если у ребёнка есть положи-тельный опыт общения с посторонними взрослыми, то он льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Процесс адаптации требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
• Детям, чьи родители готовили их к посещению детского сада заранее.
• Детям физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрас-положности к частым простудным заболеваниям.
• Детям имеющим навыки самостоятельности.
• Детям, чей рацион питания приближен к детсадовскому.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем боль-ше, тем будет сложнее)/
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детско-му саду сравнительно быстро. А о развитии ребёнка, поступающего в дошкольное учреждение, мы судим по основным навыкам:
• ест аккуратно, не обливаясь;
• при умывании трет ладони и части лица, вытирается при незначительной помощи взрослого;
• самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздевается;
• складывает свою одежду перед сном;
• застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
• знает назначение многих предметов и их место нахождение (места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды);
• замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком
• аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
• не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
• говорит слова благодарности, здоровается, прощается;
• выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
• контролирует физиологические потребности.
Как обеспечить адаптацию ребёнка в детском саду?
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следую-щее: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. А это зависит в первую очередь от умений и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу.
Мебель размещается таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребё-нок может побыть один, поиграть или отдохнуть. А спортивный уголок в группе удовлетворяет потребность детей в движении. Умиротворенно действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры в группе в осеннее время имеют большое развивающие возможности, а в период адаптации главным их назначением является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом же подобные игры организуются на групповом участке. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала вос-станавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2 – 3 месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличи-мой от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате.
Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый», «ребёнок – ребенок».
Алгоритм работы педагогов ДОУ заключается в следующем:
1) в условиях успешной адаптации :
• готовность детей к детскому саду;
• готовность родителей;
• психолого-педагогическая компетентность родителей;
2) в решении поставленных задач:
3) в этапах работы с родителями :
• 1 этап – организационный : собрание для родителей до начала учебного года, экскурсии по детскому саду, знакомство с воспитателями, анкетирование родителей, заполнение карт готовности детей к детскому саду, консультации педагога и психолога по подготовке ребёнка к детскому саду.
2 этап – основной: непосредственная работа педагогов с родителями в период поступле-ния ребёнка с детский сад, длительного которого зависит от сроков поступления ребёнка и прохождения ими адаптации.
Осуществление намеченного плана работы по адаптации детей – неотъемле-
мая часть данного этапа.
Используются такие основные формы работы :
• посещение семей на дому;
• беседы, консультации и анкетирование;
• фотовыставки и информационные стенды;
• родительское собрание;
• семинары.
3 этап – заключительный: подведение итога, где дается анализ посещае-
мости и процента заболеваемости, заполнение и анализ адаптационных листов, выявление степеней и соотнесение их к группам адаптации; проведение группового родительского собра-ния «Наши успехи»
На каждого поступающего ребёнка заводится адаптационный лист/
Выводы:
успешным результатом работы стали :
успешное прохождение детьми адаптационного периода является большая степень лег-кой и средней степени адаптации;
повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;
возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;
тесный эмоциональный контакт между детьми и воспитателями группы;
использование приемлемых и доступных методов, как
– убеждения;
– учебных и практических заданий;
– моделирования;
– стимулирования.