Галия Курмакаева
Организация работы педагога-психолога детского сада с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, я планирую разнообразные формы работы с родителями; при этом стараюсь использовать все имеющиеся в моем арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в моем личном профессиональном опыте и в опыте моих коллег.
Публикация «Организация работы педагога-психолога детского сада с родителями воспитанников» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
И как этот опыт показывает, взаимодействие с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.
В своей работе я выделила следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника :
1. Этап подготовительный. Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.
На этом этапе:
- Я провожу анкетирование/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации
(все это проводится в апреле-мае во время посещения родителей вместе с детьми адаптационной группы, также во время этих встреч с родителями, обсуждаются вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду; значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада; здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.
- Индивидуальные беседы на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», в ходе которых определяется последовательность действий родителей в этот важный для малыша период.
- Разрабатываю и вручаю памятки о развитии и воспитании детей.
2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим на весь учебный год составляется план мероприятий с участием родителей. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.
На этом этапе:
- Организуются индивидуальные беседы, где обсуждаются с родителями проблемные ситуации и поиск путей выхода из них; совместный анализ детских рисунков.
Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ, можно выделить наиболее часто встречающиеся:
- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
- нарушения речи у ребенка;
- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.
На индивидуальных консультациях применяются все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное слушание. К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле. Мне очень часто приходится замещать воспитателей, поэтому проведение бесед в вопросно–ответной форме с родителями я применяю в своей работе регулярно.
- Выступление на родительских собраниях, и участие в клубах семейного общения. Темы для выступлений, определяются в основном по запросу воспитателей. Очень часто во время родительских собраний я провожу интерактивную игру «Насколько хорошо я знаю своего ребенка». Основные задачи данной игры:
1. предоставить возможность родителям проанализировать черты характера своих детей;
2. сформировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка;
3. заинтересовать родителей полученными результатами, заставить их задуматься;
4. показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.
Игра проводится в два этапа с начала на одни и те же вопросы отвечают дети в группе (индивидуально, а потом во время собрания на эти же вопросы отвечают родители, после чего считается число совпадений.
- Оформляются памятки и информационные стенды. Я для каждой возрастной группы сделала папки – передвижки «Советы психолога», темы на которых периодически меняются.
Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.
Информационные стенды:
• «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
• «Психологическая готовность к школе, ее компоненты»
• «Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»
• «Развиваем внимание»
• «Развиваем мышление»
Памятки:
• «Развитие зрительно-моторной координации. Игры»
• «Как правильно сформировать самооценку у детей 6-7 лет?»
• «Кризис 7 лет»
• «Как помочь тревожному ребенку?»
• «Готовим руку к письму»
• «Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»
• «Тест для родителей «А я к школе готов?».
В 2022 году в нашем детском саду прошла интересная и увлекательная «Неделя психологии». Сформировать общее настроение оптимистической тональности, настрой на «психологическую волну», стимулирование интереса к психологическим знаниям и работе психолога у родителей и сотрудников сада, создание благоприятного психологического климата – вот немногие задачи, которые ставились мною, как педагогом - психологом при выстраивании данного проекта. «Неделя психологии» проводилась впервые в нашем детском саду. В первый же день всех родителей ждал необычный «Забор психологической разгрузки». Здесь все желающие родители могли оставить свое мнение о работе детского сада. К концу дня «Забор» был расписан высказываниями, мнениями, впечатлениями. Также все родители получили возможность заполнить анкету «Качество обслуживания в ДОУ». Так они могли оценить работу сада : «Полностью ли удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы?», «Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны?», и т. д. Это еще один способ узнать потребности и желания родителей, их интересы и мнения. Дети старших и подготовительных групп с удовольствием создавали вместе с родителями «Радугу настроения». Дети выбирали цветной круг, который больше всего похож на их сегодняшнее настроение и приклеивали на радугу. Добрые пожелания сотрудникам детского сада оставляли родители на «Дереве пожеланий». В старшей группе №1 и подготовительной группе №1 были оформлены выставки детских рисунков «Моя семья», а в младшей группе выставка семейных фотографий «Самый счастливый день нашей семьи». С целью создания положительного эмоционального настроя среди участников проекта (родители, воспитатели) была проведена психологическая акция «Ларец пожеланий». Каждый желающий мог поднять себе настроение, достав записку с позитивными высказываниями или пожеланиями.
3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада.
Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.
На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.
4. Рефлексивно-аналитический этап.
Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия. На этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями, проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет по теме: «К школе я готов», на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения.
Итак, в процессе моей профессиональной практики сформировались некоторые убеждения, которые определяют особенности моей работы как специалиста в этом направлении.
1. Я убеждена, что необходим индивидуальный подход к каждой семье, так как все семьи и дети разные.
2. Большое значение в работе приобретает взаимное доверие между педагогом-психологом и родителями и эмоциональный контакт между ними. Именно доверительные тёплые отношения, сложившиеся на этапе первого взаимодействия, в последствии во многом определяют характер взаимоотношений родителей с детским садом в целом.
+ В Мои закладки