ольга бородина
Организация работы на логопункте ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
Публикация «Организация работы на логопункте ДОУ» размещена в разделах
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. В силу ряда причин (например, отдаленность от места жительства ДОУ со специализированными речевыми группами, нехватка мест в речевых группах и др., дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами также могут быть зачислены на логопункт. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
В каком режиме проходят занятия на логопункте? Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. В первую половину дня логопед работает 3-4 дня в неделю. Во вторую половину дня — 1 — 2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям: организационная, диагностическая, коррекционная, профилактическая, научно-методическая.
В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября) : систематизируется и пополняется методический материал, иллюстрированный и раздаточный материал для детей. Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года). В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.
Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года, с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. На основании проведенного логопедического обследования заполняются “протоколы обследования устной речи.
Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.
На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие:
• фонетическое недоразвитие;
• фонетико-фонематическое недоразвитие;
• нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание, с другими отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д) направляются на ПМПЦ с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в ДОУ компенсирующего вида или в группах компенсирующей направленности.
Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 25 детей.
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования.
Благодаря тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики на логопункте ДОУ.