Дехтярева Юлия Михайловна
Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
городского округа Королёв Московской области
«Учебно-методический образовательный центр»
Практико – ориентированный проект на тему:
Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса воспитанников с ОВЗ.
(Текст к презентации)
Выполнила слушатель курса
«Организация и содержание
инклюзивного образования
в дошкольной образовательной организации»
Дехтярева Юлия Михайловна
Публикация «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах
Королев, 2022
(2 слайд) Актуальность
1. По данным "ЮНЕСКО" два миллиона российских детей имеют особенности физического и психического развития.
2. В России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности.
4. Налицо рост данной категории детей в ДОУ города, края, РФ.
5. Возросла степень тяжести дефектов детей с ОВЗ.
(3 слайд)
Психолого-педагогическое сопровождение- это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде. Это движение вместе с изменяющейся личностью, помощь и поддержка.
А. А. Майер утверждает, что сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи.
(4 слайд)
Цель: создание комплексной системы психолого - педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
(5 слайд)
Задачи:
1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития детей с ОВЗ.
2. Разработать модель и алгоритм действий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
3. Составить индивидуальные образовательные маршруты развития детей с ОВЗ.
4. Отслеживать динамику развития детей с ОВЗ.
5. Оказывать квалифицированную консультативную помощь специалистам, родителям детей с ОВЗ, через просветительскую деятельность и интерактивное взаимодействие.
(6 слайд)
Принципы психолого-педагогического сопровождения :
1. непрерывность;
2. системность;
3. индивидуальный подход;
4. обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
5. междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения
(7 слайд)
Формы работы :
1. Сопровождение-наблюдение.
2. Реализация индивидуального образовательного маршрута или адаптированной образовательной программы ребенка.
3. Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.
(8 слайд)
Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
Для коррекции развития детей существует служба сопровождения. В которую входят:
Медицинские работники: они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников.
Педагог-психолог : проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии.
Руководитель физического воспитания : разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.
Воспитатель : определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, медицинского работника (организация режима).
После проведения ПМПК разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.
(9 слайд)
Алгоритм действий
• Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
• Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК, консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ;
• Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
• Реализация индивидуальной программы или маршрута;
• Проведение промежуточной диагностики и анализ коррекционной работы;
• Консультирование родителей.
(10 слайд)
Индивидуальный образовательный маршрут-это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Можно выделить комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута:
• Возраст ребенка;
• Состояние здоровья;
• Уровень готовности к усвоению ООП;
• Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;
• Профессионализм специалистов образовательного учреждения;
• Возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома;
• Оснащение материально-технической базы ОУ;
• Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата.
(11 слайд) «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!