Ольга Столярова
Организация проектной деятельности в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества.
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм и любовь к Родине.
Публикация «Организация проектной деятельности в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
За время своей работы в ДОО, я обратила внимание на то, что дети дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родной станице, стране, особенностях русских традиций. Отслеживается потребительское и равнодушное отношение к близким людям, сверстникам, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Но современные родители испытывают дефицит знаний по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому, я пришла к выводу, что проектная работа «С чего начинается Родина» в старшей возрастной группе «Лесная полянка» на базе МДАОУ «ЦРР – детский сад №2», поможет в решение острейших проблем воспитания патриотизма у дошкольников. Ведь воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. на данном этапе формируется личность ребёнка.
Мы знаем, что патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Патриотическое воспитание ребенка является основой формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия.
Любовь и уважение к традициям и истокам, осознание причастности к настоящему и будущему своей страны, особенно малой Родины, позволяют юному гражданину ощущать себя членом огромной семьи, дающее чувство защищенности, общности, гордости, самодостаточности, что имеет огромное значение для гармоничного воспитания личности в дошкольной педагогике.
Патриотизм выражается в преданности и любви к Родине, к ее природе, культуре, традициям, народу, наследию. Необходимо найти наиболее верный метод в приобщении ребёнка к социально-значимым ценностям.
Детский сад в этом вопросе, является местом, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, получает углубленные знания в разделах: «Семья», «Детский сад», «Дом и улица», «Малая Родина» и «Родина», в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Проектная деятельность по теме «С чего начинается Родина» поможет:
- сформировать у воспитанников старшей группы такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, станице, семье, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей;
- расширить знания детей о символах государства, Краснодарского края, Красноармейского района, станицы Полтавская и исторических личностях;
- развить интерес к русским традициям и промыслам.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, станице и краю. Всему этому мы должны научить ребенка с дошкольного возраста.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родной станицей, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Главной целью моего проекта было нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родной станице, крае и России. А так же формирование у детей дошкольного возраста духовно-патриотических и культурно-нравственных чувств.
В проектной работе, а поставила следующие важные задачи для достижения цели:
сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и станице, в которой они живут и о крае;
создать условия для обогащения детей знаниями о родном крае;
сформировать представления о наиболее значимых событиях в истории родной станицы, крае и в России;
сформировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, художественной литературой, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями;
развить у детей творческие способности, познавательную активность, любознательность;
развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей;
воспитывать бережное отношение к станице и родному краю, к достопримечательностям, культурным ценностям, к природе;
сформировать представление о том, что каждый житель станицы должен содействовать её благоустройству;
привлечь родителей к сотрудничеству в реализации проектной деятельности и повысить их педагогическую культуру;
Помочь понять детям, что их станица, район, край – частица Родины; воспитывать чувство гордости к малой Родине, к уголку Земли, где они родились.
В ходе подготовки к реализации проекта, была выявлена низкая информированность детей о станице и крае, в котором они живут, о символах и достопримечательностях. Кроме того, опрос родителей показал, что они недостаточно заинтересованы в просвещении своих детей в данном вопросе. Они ссылались либо на неуверенность в собственных силах донести понятным языком такую информацию, либо перекладывали полностью всю ответственность на педагогов дошкольного учреждения, объясняя это высокой загруженностью на работе и нехваткой времени.
Моей главной задачей в работе, являлось привлечь родителей к реализации проекта, наладить сотрудничество с семьёй, донести до родителей важность семейных экскурсий и прогулок по станице и краю, необходимость участия в семейных конкурсах поделок и выставках, а также проявить активность в поисковой деятельности совместно с детьми. Важную часть в совместной работе детей и родителей по патриотическому воспитанию дошкольников, я отвела созданию стенгазет на различные тематики.
Опираясь на мою педагогическую практику, я пришла к выводу, что составление рассказов по стенгазетам, является эффективной формой работы как по развитию связной речи, так и по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Стенгазета помогает оживить, украсить и дополнить рассказ, расширить словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Работа по данному направлению помогает решать ряд задач не только по развитию связной речи, но и широкий спектр задач в разных областях.
Значение создания тематических стенгазет велико как для детей, так и для родителей. Это их совместное творчество, которое не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает проявить живой интерес родителей к воспитанию и обучению ребенка, и эти общие впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.
Подготавливая вместе стен газету, ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы – ответственность, так как не могут подвести своё чадо, оставив без внимания.
Тематические выставки стенгазет и составление рассказов по ним, это одна из эффективных форм взаимосвязи педагогов нашей группы с семьей, и эта работа уже стала традицией.
Создание стенгазет даёт возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развивает творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлекает от будничных дел и проблем, повышает уверенность каждого ребенка в своей индивидуальности, значимости его в семье и каждого члена семьи для него.
Для раскрытия одного и разделов проекта, воспитанники группы, совместно с родителями оформили стенгазеты «Моя любимая станица Полтавская!». Красочное оформление и рассказ о семейных экскурсиях, отражали интерес и увлеченность детей темой очередной стенгазеты.
Главной целью данной стенгазеты было: воспитывать интерес к истории своей станицы, прививать любовь к родной станице; формировать интерес к работе по созданию стенгазет, как к источнику получения познавательной информации и эмоционально-эстетического впечатления от рассказа и представления результата труда перед сверстниками;
При реализации проекта, я применяла следующие формы работы с детьми: образовательная деятельность, беседы, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, экскурсии, чтение и обсуждение литературных произведений, рассматривание рисунков, репродукций картин, фотографий и стенгазет; конструирование, просмотр презентаций и видеофильмов.
В работе с родителями использовала : анкетирование для выяснения уровня информированности по теме проекта, консультации; совместное с ребёнком участие в конкурсе рисунков и поделок, фотоконкурсе, создание семейного древа и стенгазет, составление рассказов из личного опыта по ним.
Эти формы работы с детьми и сотрудничества с семьей я применяла к пяти основным разделам проекта :
1. «Моя семья» - укрепление внутрисемейных связей, пропаганда духовно-нравственных ценностей семьи, культуры семейного отдыха и традиций, наладить детско-родительские отношения, расширить знания о каждом из членов семьи: имя, отчество, профессии, увлечения, заслуги; дать понятие, что семья – ячейка общества.
2. «Мой детский сад» - знакомить с трудом и профессиями множества людей, которые стараются сделать детский сад уютным, а пребывание детей в нем комфортным; воспитывать бережное отношению ребят ко всему, что их окружает в саду; уточнить знания о дружбе, друзьях; формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки друзей; актуализировать представления детей о дружбе, о формах взаимоотношений в коллективе; воспитывать дружелюбие, сочувствие, взаимопомощь.
3. «Моя улица» - развивать любовь и привязанность к родному дому, улице; развивать у детей интерес к новым знаниям, расширять и систематизировать знания об улицах станицы, их названиях, что у домов есть номера на каждой улице.
4. «Моя станица» - воспитывать интерес к истории своей станицы, прививать любовь к родной станице; расширять и систематизировать у детей знания о станице Полтавская, ее культурных и исторических ценностях, символике; формировать чувства любви, уважения и заботы к родной станице; создание условий для самореализации детей и родителей; укреплять внутрисемейные связи и преемственность между поколениями; способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас у дошкольников; создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства; пропаганда духовно-нравственных ценностей семьи и сплочение семьи; расширять кругозор; повысить уровень нравственных качеств личности детей;
5. «Моя Родина» - расширять и систематизировать знания детей столице России и Кубани, о городах – героях, о национальном костюме, о народных традициях. Воспитывать у детей любовь к своей Родине, вызвать восхищение красотой русской природы, творчеством русского народа. Обобщать знания детей о Родине. Познакомить детей с символикой Краснодарского края и России: гимном, гербом, флагом. Закрепить полученные знания в игровой деятельности; формировать чувство патриотизма у детей. Воспитывать уважение к традициям и гордость за свою Родину.
По окончанию проектной работы «С чего начинается Родина», я старалась достигнуть следующих результатов:
дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Моя станица», «Что мы родиной зовем?»;
дети овладеют ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России;
повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта;
укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами;
будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей;
дошкольники больше узнают о своей семье, имя и отчество всех членов семьи, и их профессиях. Ознакомятся с объектами культурного назначения;
дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая;
будут бережно относиться к природным ресурсам, и ориентироваться в своей станице, смогут рассказать о достопримечательностях и символике.
Данный проект может быть использован воспитателями старших групп, как помощь в решении вопросов патриотического воспитания детей в ДОО в соответствии с ФГОС.
Патриотическое воспитание должно представлять собой систематическую и целенаправленную деятельность ДОО и семьи по формированию у детей высокого патриотического сознания и чувства верности своему Отечеству.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.
Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в дошкольной педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.
Результатом реализации данного проекта, является обеспечение социально-воспитательного эффекта : воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, нравственно-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Проектная работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей - это попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» является начальной ступенью всей глобальной образовательной структуры, поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет содержательную сторону реализации воспитательного процесса среди детей, в том числе и касающуюся патриотического воспитания дошкольников.
Главной рекомендацией по реализации проекта, является соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами:
• Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
• Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
• Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
• Область «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
Для реализации этих требований работа с детьми должна быть:
целенаправленной - любая работа, проводимая в детском коллективе, должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своей страны;
систематической - работа должна проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий, бесед и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, конкурсы, стенгазеты;
всеобщей - решение воспитательных задач должно происходить на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями.
Реализация проекта должна осуществляться специально организованной образовательной деятельности, в процессе которой дети получат знания; навыки по изучаемым тематическим разделам.
Большая роль в реализации работы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми и родителями, т. к. воспитание чувств - процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком в детском саду и дома, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности рекомендую широко использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность я предлагаю включать беседы о родной станице, районе и крае, городах России, животных родного края и т. д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества и совместного творчества с родителями; создание стенгазет по тематическим разделам и составление описательных рассказов по ним; создание семейного древа; проведение досугов.
Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка, поэтому немалая роль в проекте отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.
Таким образом, основными формами работы по патриотическому воспитанию детей в представленной проектной работе, являются: тематическая образовательная деятельность; беседы; чтение книг на подходящие темы; посещение выставок и организация групповых выставок; составление альбомов; создание стенгазет, проведение праздников и досугов и т. п.
Итак, в ходе реализации проекта дети проявили выраженный интерес к предложенной теме, пополнился их словарный запас, расширились представления о понятии Родина. Ребята получили огромное удовольствие от хороводных игр, песен, подвижных игр и, конечно, от творческих занятий, особенно совместного творчества с родителями.
По окончанию проектной деятельности в старшей группе, были достигнуты следующие результаты:
- сформированы чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- сформированы у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
расширены и систематизированы знания детей и родителей о родном крае, станице, о Родине; его обычаях, культуре;
- сформированы на этой основе духовные, нравственные и личностные отношения к действительности;
- сформирован познавательный интерес к истории России, Краснодарского края и станице Полтавская;
- пополнена предметно-развивающая среда,
- созданы выставки совместных творческих работ детей и родителей.
-родители стали проявлять регулярное участие в организации образовательного процесса, искренний интерес к жизни группы, эмоциональную поддержку своего ребенка, участие в праздниках и развлечениях, проектной деятельности;
- улучшилась работа по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада.
- повышена эффективность родительского авторитета в патриотическом воспитании.
Многие события, факты не осознавались детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но благодаря проектной деятельности, пропуская информацию через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получили ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый образ жизни.
Дети усвоили, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия. Ребята поняли, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие станицы. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усвоили свою принадлежность к большой Родине – России.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом/ Н. В. Алёшина. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Блинова Г. М. Познавтельное развитие детей 5-7 лет: методическое пособие/ Г. М. Блинова. – М. : ТЦ Сфера 2010.
3. Виноградова Н. Ф., Соколова Л. А. Моя страна Россия: пособие для старшего дошкольного и младшего школьного возраста/ Н. Ф Виноградова, Л. А. Соколова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2007.
4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 184 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 112с.
6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2011. – 96с.