Ганушкевич Татьяна
Организация процесса самообразования педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Организация процесса самообразования педагогов
Одна из важных задач современной системы дошкольного образования – это увеличение качества воспитательно-образовательной деятельности, что в основную очередь зависит от педагогических кадров. В настоящее время к работе дошкольных учреждений предъявляются повышенные требования.
Публикация «Организация процесса самообразования педагогов» размещена в разделах
Данные требования преломляются в систему задач, которые стоят перед педагогами ДОО, так как характер и уровень достижений детей зависят, в основном, от профессиональной компетентности педагогов, их способности работать над собой, постоянно расти профессионально. Нашему обществу требуется педагог всесторонне подготовленный, компетентный, являющийся примером порядочности, человеколюбия, педагог, который владеет педагогическим мастерством.
Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.
Самообразование - это самостоятельное, систематическое приобретение педагогом знаний, технологий, способов, приемов профессиональных умений и навыков в свете современных требований психологической и педагогической наук.
Цель самообразования педагога ДОО :
- расширение психологических и общепедагогических знаний с целью совершенствования и расширения методов воспитания и обучения;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой;
- углубление знаний по различным методикам;
- повышение у педагога общекультурного уровня;
- необходимость самообразования воспитателей диктуется с одной стороны самой спецификой деятельности, ее социальной ролью, а с другой стороны, тенденциями и реалиями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, эволюцией науки и практики, потребностям общества, все возрастающими требованиями к индивиду, его способности адекватно и быстро реагировать на смену общественных ситуаций и процессов. Умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, готовности перестраивать свою деятельность, растущей потребности воспитателя в своей реализации.
К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:
-работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;
- плодотворная работа с другими сотрудниками в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;
-обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;
-сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.
Среди педагогов наибольшей популярностью пользуются такие формы организации самообразования, как: получение второго высшего образования или второй специальности, посещение курсов повышения квалификации (очные и дистанционные, одна из любимых педагогами форм организации самообразования - педагогические сообщества в сети Интернет (сетевые сообщества). Эти сообщества направлены на создание условий для общения с коллегами из разных регионов нашей страны. Сетевые сообщества позволяют педагогам наблюдать опыт участников сообщества, самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, осваивать новые навыки и знания, получать адресную методическую помощь, передавать свой опыт.
Самообразование не должно сводиться к написанию докладов, ведению тетрадей и оформлению красочных стендов и папок. Источники самообразования делятся на источники знаний, которые способствуют личностному росту и источники, которые способствуют профессиональному росту. А могут способствовать тому и другому одновременно. Это может быть литература: научно-популярная, методическая, художественная, публицистическая. Может быть интернет, аудио - видеоинформация на разных носителях; семинары и конференции; мероприятия по обмену опытом, мастер-классы; курсы повышения квалификации и др. Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
Важно отметить, что самообразование педагога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии;
- программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Таким образом, можно сделать выводы, что особенности педагогического самообразования в современных условиях заключаются в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, творческое изучение опыта других людей, поиск новых методических идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований и т. д.