Оксана Махота
Организация процесса песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Для процесса песочной терапии потребуются : песочница, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик прямоугольной (50 70 8 см, квадратной (70 70 8 см) или круглой формы.
Обозначенные размеры песочниц соответствует объему поля зрительного восприятия.
Публикация «Организация процесса песочной терапии» размещена в разделах
Традиционной формой, наиболее используемой песочными терапевтами, считается прямоугольная, так как в такой песочнице чаще отражаются проблемные, конфликтные психические элементы, т. е. в ней легче собрать диагностические данные.
Квадратная песочница больше подходит для психотерапевтической работы, так как она провоцирует стремление человека занять ее центр, найти идею, объединяющую все элементы картины, и таким образом на бессознательно-символическом уровне создаются условия для формирования ощущения личностной целостности и гармоничности.
Большую круглую песочницу хорошо использовать на групповых занятиях, круглое пространство создает ощущение равновесия, покоя.
Традиционное сочетание цветов для песочницы – цвет дерева и голубой, в который окрашиваются внутренние борта и дно. Голубая песочница с песком – это модель человеческого восприятия нашей планеты, при этом дно символизирует воду, а борта – небо.
Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Но при необходимости цвет бортов может меняться за счет съемных дощечек. Каждый цвет имеет свое символическое значение. Например, черные борта обычно символизируют ночь, конфликт, коричневые – землю, зеленые актуализируют глубинные архаические переживания человека. Красные борта символизируют солнце, огонь, такие борта используются для провоцирования и отреагирования подавленной агрессии, сексуальности. Золотые борта обозначают духовное и социальное богатство и благополучие, актуализируют стремление человека к солнечному Богу, радости, достижению цели. Фиолетовые борта могут увести человека в мир грез, фантазий, сказок, актуализируют мистические чувства.
Песок – это уникальный природный материал, с которым у большинства людей связаны приятные ощущения: полежать на песке, закопаться в песок, играть в песочнице с совочком и формочками, создавать разные пейзажи, строить замки, тоннели. Песок очень податлив, он становится всем тем, во что его превращает наше воображение: пустыней, болотом, джунглями, морем, снегом, зыбучим песком. Если посмотреть на отдельную песчинку под микроскопом, она выглядит, как драгоценный кристалл. Песок часто ассоциируется с вечным: он помнит все оставленные на нем следы, но в то же время – это «чистый лист» для образов и переживаний.
При интенсивной работе в песочнице песок загрязняется. В природной среде он постоянно очищается водой, солнцем, ветром, в условиях кабинета его один раз в 2–3 месяца промывают, высушивают на солнце или просто заменяют на новый.
Вода – это основа жизни. Две трети нашей планеты покрыто водой, из нее на две трети состоит человеческое тело. Внутриутробное развитие человека проходит в амниотической жидкости. Вода изменяет свою форму под воздействием температуры – испаряется, замерзает или течет. Эти состояния являются метафорами человеческих чувств. Вода обладает тройственным свойством: способностью отражать, быть прозрачной и поддерживать на поверхности растения. Она издает различные звуки: капель, приятное журчание ручья, шум прибоя, грохот штормовых волн. В стоячем состоянии она превращается в болото. Вода очищает, охлаждает, но может проливаться на землю бурными потоками в виде дождя и наводнения.
Песок и вода не имеют формы, в природе они постоянно текут, перемещаются, но, соединяясь, могут образовывать устойчивые формы или превращаться в грязь. Поэтому рядом с песочницей всегда должен находиться графин с водой, чтобы человек мог «вызвать дождь», превратить сухой песок во влажный, легко подчиняющийся его творческой воле, развести болото, грязь. Э. Ньюсон считает, что использовать воду лучше только для увлажнения песка настолько, чтобы из него можно было создавать элементы ландшафта, потому что разведение «невообразимой грязи» делает невозможной дальнейшую работу.
Коллекция миниатюрных фигурок. Эти фигурки являются миниатюрным изображением всего, что существовало в прошлом и существует в настоящем, в том числе любые возможные фантастические образы, поэтому нет и не может быть одинаковых коллекций фигурок у разных специалистов. Тем не менее, в песочной терапии приняты классификации предметов, используемых в процессе создания песочных картин, которые описывают их минимально необходимый набор. В коллекцию миниатюрных игрушек должны входить:
люди: разного пола, возраста, культурной и национальной принадлежности, профессий, времени жизни (от первобытных до современных людей);
наземные животные и насекомые: домашние, дикие, доисторические, образы наземных животных, насекомых;
летающие животные и насекомые: дикие, домашние, доисторические птицы; крылатые насекомые;
обитатели водного мира: разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы, морские звезды и т. д. ;
здания и дома с мебелью: церкви, дворцы, замки, ветряные мельницы, хозяйственные постройки, дома; мебель различных эпох, культур и назначения (включая ванну, туалет и т. д.);
предметы домашнего обихода: кухонная и столовая посуда, разнообразные продукты питания, вазы и горшки с цветами, часы, светильники, телевизоры, холодильники, пылесосы, компьютеры, новогодняя елка и т. п., т. е. все, что может быть в доме;
растения: разнообразные деревья, кустарники, цветы, трава, искусственная и натуральная зелень, водоросли;
транспортные средства: наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, специальный транспорт (пожарные, полицейские машины, скорая помощь, транспортные средства разных исторических эпох, фантастические транспортные средства;
элементы улицы и окружающей среды: дорожные знаки, фонарные столбы, светофоры, заборы, изгороди, мосты, ворота, стены, порталы и пр. ;
предметы, связанные с верованиями человека: храмы, иконы, божки, алтари, памятники, нэцке и др. ;
объекты ландшафта и естественной активности Земли: горы, вулканы, пещеры, костер;
естественные природные предметы: кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, стеклышки и пр. ;
объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, планеты Солнечной системы, радуга, облака, молнии, тучи, метеориты;
аксессуары: бусы, маски, зеркала, ткани, нитки, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия, цепочки, гвозди, флаконы и пр. ;
оружие: оружие разных эпох, фантастическое оружие;
фантастические предметы и персонажи: персонажи мифов, сказок, легенд; божественные существа; герои мультфильмов, фэнтези;
злодеи: злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок.
Желательно, чтобы высота фигурок была не больше 10–12 см, хотя присутствие в коллекции больших фигур тоже необходимо. Большой предмет может символизировать некую психическую доминанту. Если для занятий не хватает каких-нибудь фигурок-образов, их можно вырезать из бумаги, вылепить из глины, теста. Коллекцию лучше располагать на полках вокруг столика с песочницей, расположенной на удобной для ребенка высоте (на уровне пояса, но можно использовать и прозрачные коробки, лотки или выдвижные ящики. Фигурки распределяются по лоткам или полкам согласно обозначенным выше группам для облегчения клиентам выбора необходимого предмета.
В процессе создания песочной картины выбор клиентом фигурок не случаен. Каждая фигурка имеет личное символическое значение, и бывают случаи, когда какая-нибудь из них становится очень значимой для человека, и он просит психолога ее подарить. В некоторых случаях это нужно сделать, попросив взамен другую фигурку.
Дети иногда не спрашивают, а просто прячут и уносят фигурку с собой. Последствия такого поступка всегда амбивалентны, так как наряду с приятными переживаниями у ребенка возникает чувство вины за содеянное. Поэтому, работая с детьми, надо следить за игрушками и предотвращать подобные события. При этом следует помнить, что взятая игрушка, возможно, очень важна для ребенка, и отбирать ее у него просто так не рекомендуется. Опытные песочные терапевты советуют деликатно, чтобы никто не слышал, поговорить с ним. Например, сказать: «Ты уносишь очень важную игрушку, которая будет тебе помогать всю неделю. Береги ее, и обязательно принеси на следующее занятие, ведь другие игрушки будут скучать без нее». Если ребенок все-таки не может расстаться с игрушкой или потеряет ее, можно попросить принести взамен другую.
Варианты инструкций для игр с песком. В начале первого сеанса песочной терапии клиента обязательно знакомят с песочницей, указывая на возможность различных манипуляций с песком (оставление поверхности песка ровной; рисование линий, узоров, оставление различных отпечатков на песке; создание гор, холмов, пещер, тоннелей; разгребание песка для создания морей, рек, озер и т. д.). После этого показывают по очереди все полки или лотки с игрушками (бывают случаи, когда ребенок сразу берет понравившуюся ему игрушку и начинает играть с ней, тогда его останавливают и предлагают сначала познакомиться с остальными игрушками). После этого клиенту дается инструкция, которая зависит от актуальных задач консультирования – диагностической или терапевтической. Формулируемая психологом инструкция придает песочной картине определенный оттенок: ресурсный, конфликтный, семейный и пр. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко предлагают различные варианты таких инструкций.
Если клиент обратился по поводу каких-то личных затруднений, оптимальными будут свободные инструкции: «Вы можете создать в песочнице все, что пожелаете», «Создай свой мир».
Для получения диагностической информации о какой-то определенной стороне жизни клиента даются более конкретные инструкции. Например, если у него трудности во взаимоотношениях с членами семьи, то возможны такие инструкции: «Создай в песочнице свою семью», «Представь членов своей семьи в образе животных. Подбери эти фигурки и создай в песочнице мир, в котором они живут».
Если клиента мучает повторяющееся сновидение, ему предлагается создать в песочнице свой сон.
Когда запрос идет по поводу взаимоотношений на работе, в школе, с друзьями, то в песочнице разыгрывается соответствующая ситуация.
В результате психолог может собрать необходимую информацию и сформулировать задачи терапевтического консультирования. Инструкции для терапевтического консультирования могут носить «тематический» или «моделирующий» характер.
Тематические инструкции даются для проработки определенного сюжета истории клиента или конкретной проблемной ситуации. Например, «Мой сон», «Кофликт: я и некто», «Любимое место на земле», «Моя юность» и т. д. Работа в песочнице даст возможность человеку не только посмотреть на ситуацию со стороны, но и на символическом уровне найти вариант ее разрешения.
Моделирующие инструкции используются для моделирования определенного переживания или состояния. Такие инструкции могут быть направлены на переживание ресурсных состояний («Удача», «Радость», «Праздник жизни», «Самый счастливый день моей жизни», «Гармония»); переживание важнейших жизненных ценностей («Истина», «Любовь», «Жизнь и смерть», «Покой», «Честность», «Сотрудничество», «Вера», «Смирение»); переживание состояния аутентификации («Вылепите из песка фигуру человека», «Представьте себе, что ваша цель достигнута, создайте в песочнице образ достигнутой цели»).
Формы работы. Песочная терапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Продолжительность и частота индивидуальных консультаций зависят от возраста клиента и особенностей его интеллектуального развития. Для ребенка с нормативным развитием основное содержание психологической работы желательно уложить в 30 мин., после чего он может несколько минут свободно поиграть в песочнице. Для ребенка или подростка со сниженным интеллектом требуется больше времени для объяснения задания или обучения игре, поэтому продолжительность консультации увеличивается до 50 мин. Для подростка или взрослого оптимальное время консультации – 45–50 мин., хотя иногда процесс создания картин занимает больший промежуток времени. Количество консультаций может варьироваться от 1 встречи до полного курса в 12–15 сеансов, все зависит от проблемы клиента, его желания и возможностей. Острота проблемы определяет и частоту встреч. Обычно консультации проводятся 1 раз в неделю, но в редких тяжелых случаях можно проводить сеансы каждый день или 2 раза в неделю в течение 1–2 недель.
При групповой форме работы количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников.
Для маленьких детей и детей с особенностями психофизического развития оптимальны небольшие группы (4–6 человек, а частота встреч – 2 раза в неделю по 25–30 мин. Для старших дошкольников и младших школьников занятия могут проводиться 1 раз в неделю по 50–60 мин. Группа подростков и взрослых может состоять из 12–14 человек. Частота встреч – 1 раз в неделю по 60–90 мин. Возможен вариант интенсивного тренинга по 5–6 час.
Преимущество групповой работы в песочнице состоит в том, что психолог дополнительно получает психодиагностическую информацию об особенностях коммуникации участников игры. Существуют два варианта групповой песочной игры. Их можно обозначить как недирективная и директивная игры. Первый вариант подразумевает спонтанное погружение клиентов в игру с песком, в процесс которой психолог не вмешивается, а просто наблюдает за происходящим и лишь в конце занятия совместно с участниками обсуждает созданную картину. Во втором случае используется готовая программа занятий, в которой психолог играет активную роль наставника и знакомит участников с какой-либо психологической информацией, иллюстрируя ее игровыми заданиями.
Структура индивидуальной консультации в песочной терапии. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко предлагают следующую структуру:
1. Этап ориентации. На этом этапе происходит знакомство с клиентом, ориентация в его проблемах, обсуждение запроса клиента. На вторичной консультации на данном этапе происходит ориентация в изменившемся состоянии клиента, обсуждение его мыслей и чувств.
2. Этап расширения. Предполагает предоставление клиенту новой для него информации. Например, психолог рассказывает притчу, сказку, которая является откликом на проблему клиента.
3. Этап создания первой песочной картины.
4. Этап знакомства с первой картиной. Клиент сообщает, что картина завершена и, если хочет, рассказывает о ней. Психолог может задавать вопросы, главное – понять значение картины для клиента. Если в картине присутствует выраженное конфликтное содержание, психолог предлагает клиенту изменить картину.
5. Этап создания второй картины. Этот этап может присутствовать только в случае изменения картины.
6. Этап обсуждения опыта создания песочных картин. Психолог задает вопросы клиенту относительно его чувств, мыслей, возникших в процессе создания и после окончания песочной картины, а также главные вопросы: «Что вам дал опыт песочного путешествия, создания песочной картины? Как это отразится на вашей жизни?»
7. Ритуал завершения. Структура группового занятия в песочной терапии :
1. Подготовка или повторение (если это не первое занятие).
Задачи этого этапа: знакомство; выработка правил взаимодействия с песком; придумывание ритуалов «входа» в песочную страну. На последующих занятиях вспоминание того, что делали в прошлый раз.
2. Ритуал «входа» в песочную страну. Задача – создание настроя на совместную работу.
3. Расширение. Задача – предоставление новой психологической информации, расширение представления участников группы о чем-либо.
4. Закрепление. Задача – непосредственное проживание новой информации через игру в песочнице.
5. Интеграция. Задачи: обсуждение песочных картин; расширение представлений участников о собственных песочных мирах.
6. Резюмирование. Задача – обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.
7. Ритуал «выхода» из занятия. Задача – закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Обозначенная структура отражает логику работы, но не каждое реальное занятие включает все этапы. Особенно это касается первых сеансов, когда много времени уходит на проработку правил игры в песке и на этап расширения, и поэтому непосредственная игра с песком может не проводиться.