Людмила Салтыкова
Обучение детей игре на фортепиано в рамках дополнительных образовательных услуг ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей игре на фортепиано в рамках дополнительных образовательных услуг в ДОУ
Пояснительная записка
Ученые педагоги- психологи сегодня говорят о том, что в условиях современной природно-социальной ситуации проблематика приобщения детей к музыкальному искусству приобретает глобальный характер.
Публикация «Обучение детей игре на фортепиано в рамках дополнительных образовательных услуг ДОУ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Разнообразные социологические и другие данные, отражающие динамику эстетического воспитания российских детей в последние годы, свидетельствует о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – не заоблачное «завтра», а суровая реальность дня сегодняшнего.
Педагоги и психологи едины во мнении: «Без особых совместных усилий педагогов и родителей уже невозможно воспитать ребёнка, как гармонично развитую личность».
Проблема раннего формирования музыкально – эстетического вкуса актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Как одно из средств, способствующих решению данной проблемы, а так же с целью повышения эффективности работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста, в рамках дополнительных образовательных услуг, в нашем дошкольном образовательном учреждении, был создан кружок по обучению игре на фортепиано.
Дополнительные образовательные услуги предоставляются на платной основе. Возможность их оказания предусмотрена уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств и не используются взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.
Платные дополнительные услуги дают возможность укрепления материально - технической базы образовательных учреждений,
«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.» Сухомлинский В.
Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна … Д. Шостакович
Цель дополнительных образовательных услуг - повышение эффективности работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях основного и дополнительного образования, которое призвано обеспечить разнообразную деятельность и обогащение речевого и творческого опыта ребенка. Развитию ребенка способствует и естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Мною была создана программа «я хочу играть на пианино»
Где определялись цели и задачи работы по данному направлению.
Цель программы:
Развитие музыкальных способностей дошкольников, воспитание устойчивого интереса к музыкальной деятельности, подготовка ребенка к самостоятельной музыкальной деятельности, ранняя профориентация.
Задачи программы:
1. Освоение музыкальной грамоты.
2. Обучение игре на фортепиано (постановка игрового аппарата, изучение клавиатуры, умения ориентироваться в нотном тексте).
3. Целенаправленное развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развитие творческих задатков.
4. Реализация индивидуально – дифференцированного подхода к детям.
5. Подготовка к поступлению в музыкальную школу.
При создании программы по реализации поставленных целей и задач я основывались на основных принципах педагогических технологий:
Основные принципы.
1. Принцип научности.
2. Принцип активности и сознательности.
4. Принцип адресованности и преемственности.
5. Принцип непрерывности, систематичности и последовательности.
6. Принцип результативности и гарантированности.
7. Принцип индивидуальности.
8. Принцип взаимодействия.
9. Принцип результативности.
Условия для реализации программы.
Программно – методическое обеспечение базируется на: «Методике обучения игре на фортепиано» А. Алексеева Москва,1988г.
В детском саду имеются три музыкальных инструмента (фортепиано, в хорошем состоянии. Оформлены дидактические и наглядные пособия для занятий с детьми (нотный стан, длительность нот, клавиатура фортепиано и другие). На каждого обучаемого заведена тетрадь «Успеха», где дети осваивают навык написания нот, музыкальных ключей, тут же разноцветными нотками отмечаются успехи детей.
Осуществление работы кружка.
1. Программно – методическое обеспечение:
программа «Хочу играть на пианино», сопутствующая методическая литература.
2. Материально – технические условия:
музыкальный блок (музыкальный кабинет, музыкальный зал).
3. Кадровое обеспечение.
Оптимизация воспитательно-образовательного процесса.
Под оптимизацией воспитательно–образовательного процесса, в данном случае я подразумеваю выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий воспитанников, то есть сделает обучение максимально эффективным.
Таким образом, я считаю, что целенаправленный процесс обучения и воспитания объединяет особенности, которые характерны и для образования, и для воспитания:
1. Двустороннее сотрудничество педагога и воспитанника.
2. Главная цель процесса - формирование личности, всесторонне развитой и гармонической, развитие индивидуальных способностей.
3. Содержательная и технологическая стороны процесса тесно взаимосвязаны.
4. Образовательные цели, само содержание образования, средства достижения поставленных задач, конечный результат - все структурные элементы образования пребывают в тесном единстве.
5. Процесс предусматривает реализацию трех образовательных функций –
Развивающую, обучающую, воспитывающую.
При выборе методик обучения я отдаю предпочтение развивающим методикам, способствующим формированию познавательной и музыкально – эстетической сфер развития.
Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания проводятся подгруппами, индивидуально.
Продолжительность, количество и место занятий в режиме дня определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к учебной нагрузке ребенка определенного возраста.
Условия оптимизации.
1. Задачи, поставленные перед учебным процессом, должны быть конкретизированными, а планирование учебного материала комплексным.
2. Содержание учебного материала и его структура должны быть оптимальными и рациональными.
3. Подбор методов и средств обучения необходимо направить на стимулирование и мотивацию обучения.
4. Следует сочетать общегрупповой, индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанникам.
5. Обязательным является проведение анализа затрат времени на обучение и достигнутых результата.
Обучение игре на фортепиано – это педагогический процесс, направленный не только на получение детьми навыков владения инструментом, освоение нотной грамоты – это комплекс мер, направленных на :
своевременное достижение возрастного уровня музыкального развития детей;
приобщение к мировой музыкальной культуре;
овладение навыками музыцирования;
степень подготовки к дальнейшему обучению в музыкальной школе.
Работа с родителями
Успехи по обучению ребенка игре на фортепиано зависит не только от его природных способностей, но и от тех условий, в которых живет ребенок в семье. Поэтому особая роль в данной ситуации отводится совместной работе музыкального руководителя и семьи. И строится на следующих положениях:
Цели и задачи музыкального развития и воспитания ребенка должны быть хорошо понятны не только самому музыкальному руководителю, но и родителям. а музыкальный руководитель должен быть знаком и использовать в своей работе опыт музыкального воспитания в семье;
Системности и последовательности работы по обучению игре на фортепиано должны придерживаться и музыкальный руководитель, и родители;
Взаимное доверие и взаимопомощь музыкального руководителя и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителя в детском саду.
Полная информированность родителей о проведении и результатах работу по данному направлению.
Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности качеством предоставляемых услуг в сфере обучения детей игре на фортепиано осуществляется на основе мониторинга.
Более 60% наших выпускников, занимающихся в кружке, продолжают обучение в ДМШ города, гимназии №3, на муз отделении, в вокальных и хоровых студиях. В дальнейшей работе мы планируем:
1. Увеличить количество детей посещающих кружок.
2. Улучшить показатели по дальнейшему обучению наших выпускников, прошедших подготовительный курс в ДОУ, в музыкальных школах города, с перспективой поступления в музыкальный колледж.