Татьяна Чернецова
Организация предметно-пространственной развивающей среды в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в современном ДОУ» размещена в разделах
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Необходимо заметить, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Однако предметно-развивающая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и ДОУ в целом.
Цель проекта: изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей и предметно-пространственной среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках внедрения ФГОС, повысить эффективность ППРС в группе.
Задачи проекта:
- оценить состояние предметно-пространственной развивающей среды в группе;
- определить дефицитные объекты ППРС в группе;
-разработать план работы по улучшению ППРС согласно возрастной группе и программе ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
- проведенная работа позволит разнообразить материальное оснащение группы;
- реализация проектирования предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС поможет сделать группу привлекательной для детей, они станут более инициативны, самостоятельны;
- подобная организация пространства создаст возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности, у них не будет затруднений в выборе рода занятий.
Организация Центров активности детей дошкольного возраста в группе современного ДОУ
Cоздавая предметно-пространственную развивающую среду, мы пытаемся максимально приблизить атмосферу нашей группы к домашней. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Ребенку представляется возможность самостоятельно делать выбор, в каком центре он в данный момент хочет играть, экспериментировать, бегать, прыгать или просто посидеть в тишине.
Каждому центру дано название. (Подробно описано в презентации) Размещая основные центры и оборудование, мы стремимся, чтобы каждый ребёнок мог найти место, удобное для своих занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Мы стремимся понять каждого ребенка, не навязывая ему своей воли, помочь быть самим собой, осознать себя как личность, чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по группе. Мы предлагаем своим детям гибкое вариативное использование пространства. При создании развивающего пространства мы учитываем ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и возрастные особенности детей.
Организовывая ППРС в группе, нужно учитывать принципы интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.
Реализация проектирования ППРС в ДОУ в соответствии с ФГОС поможет сделать нашу группу привлекательной для детей, они станут более инициативны, самостоятельны.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной развивающей среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска новых инновационных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.