Сычугова Наталия
Организация работы с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам и творит добро» «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец.
В. А. Сухомлинский
Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. Семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Семья – это тыл за спиной ребенка. А что такое крепкий тыл, наверно можно не объяснять. Прежде всего, в семье ищет ребенок опору, поддержку, понимание, и конечно, любовь.
Публикация «Организация работы с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
От того, как мы взрослые, их воспитываем, зависит наша счастливая старость. Ибо, что мы посеем, то и пожнем. Иногда мы задумываемся, каким будет человек будущего, забывая о том, что возможно он ходит в наш детский сад, возможно в нашу группу. Он удивляет нас недетскими рассуждениями, иногда докучает капризами. Он учится жить в коллективе сверстников, проявляет свою индивидуальность, свое Я, дает понять, что он тоже личность, имеющая свои права. Знает ребенок еще очень мало, плохо ориентируется в таком противоречивом мире взрослых, иногда бывает, испорчен неудачным семейным воспитанием.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Этот закон ориентирует нас на более широкое, содержательное взаимодействие с родителями.
Направления вовлечения родителей в единое пространство детского развития :
• Самообразование педагога — ознакомление с современными формами взаимодействия, сотрудничества с родительской общественностью и применение их на практике (круглый стол, практикум, деловая игра, тренинги). Также ведется прогнозирование и планирование по данному направлению (планирование — перспективное, календарное).
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Принципы успешного выстраивания партнёрских отношений с родителями (в соответствии с ФГОС ДО) :
• открытость детского сада для семьи (п. 3.1.)
• доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится взаимодействие педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
• индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
• партнёрство, а не наставничество — позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи;
• тщательная подготовка — любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
• информирование родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации (п. 4. 4.).
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
• Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Успех взаимодействия между детским садом и семьей определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата и осуществить общие планы. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача педагогов выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Семья и детский сад – два значительных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия полноценного развития ребенка.
Одно из условий образовательной деятельности в дошкольном учреждении согласно ФГОС ДО — организация развивающей предметно-пространственной среды.
Детский сад достаточно интересная для ребенка микросреда, которая должна составлять первые моменты его знакомства с миром. В детском саду мы стремимся создать такие условия, посредством которых каждый ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, чтобы детский сад стал для него теплым, уютным, родным домом, открытым для него, его друзей, воспитателей и родителей, где он может получить удовлетворение своих потребностей в двигательной игровой, познавательной деятельности.
В ДОУ этот дом представляет развивающая предметно – пространственная среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Создавая развивающую среду, нужно учитывать особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерная принадлежность. А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Как можно организовать работу с родителями по обогащению развивающей среды
1. Донести до родителей важность такого взаимодействия.
2. Познакомить родителей с особенностями создания и основными принципами развивающей предметно – пространственной среды, объяснив, что она должна обеспечивать:
• реализацию образовательной программы ДОУ;
• учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей;
• среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функцию;
• она должна работать на развитие самостоятельности и инициативы ребенка;
• показать родителям, что развивающая предметно – пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Эта работа может проходить в несколько этапов:
1. Знакомство с воспитателями и группой в период адаптации детей.
2. Родительское собрание, на котором нужно обозначить основные цели и задачи программы по развитию и обогащению предметно-развивающей среды группы.
3. Работа с родительским комитетом.
4. Создание информационного уголка для родителей с целью обеспечения своевременной информацией об особенностях работы группы, о событиях, происходящих в ДОУ, для оказания родителям квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей, а также размещение информационных материалов по теме недели и рекомендации по проведению образовательной работы с детьми.
Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания развивающей среды.
Традиционные:
– родительские собрания 3 раза в год;
– индивидуальные и групповые беседы;
– советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;
– творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);
– консультации для родителей;
– дни открытых дверей.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Это более новые современные формы, в которых родители участвуют вместе с детьми:
– творческие конкурсы,
– массовые мероприятия,
– выставки родительских работ по изодеятельности,
– фото- вернисажи,
– коллажи,
– проектный метод,
– тематические фотовыставки,
– тематические фотогазеты,
– совместное изготовление поделок, открыток,
– написание мини-сочинений, книжек-малышек, участие в различных конкурсах.
Начать работу с родителями нужно с индивидуального подхода (обращение к родителям по ИО, проявлять взаимоуважение, тон спокойный, уверенный, ненавязчивый).
Нужно выработать тактику общения с каждым родителем. И они обязательно откликнутся на просьбу принести что-либо наглядное (картины, книги, различные альбомы, т. к. в наше время все архивы хранятся в электронном виде. Так родители вовлекаются в образовательную деятельность. Самое главное, происходит укрепление позитивных внутрисемейных отношений. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Примеры участия родителей в создании РППС группы :
Для экологического центра, совместно с детьми и родителями можно организовать сбор природного и бросового материал для создания макетов, пополнить уголок различными колбами и емкостями для определения объема, различными видами часов (песочными, электронными, механическими, компасом, биноклем, лупами. Разместить там коллекцию камней и минералов, ракушек.
Родители могут оказать помощь в сборе подручных материалов для изготовления игровых пособий в центр дидактических игр, в частности в центр сенсорики, математики, развития речи для изготовления игровых пособия на развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия, для развития речевого дыхания. Например, для развития мелкой моторики, можно предложить изготовить игры с прищепками, шнуровки, планшет «Разноцветные пробки», планшет «Геометрик» (создание геометрических фигур с помощью разноцветных резинок) и др.
Для центра спорта можно предложить создать игровые пособия для развития ловкости рук, изготовлению пособий по зрительной и дыхательной гимнастике, для профилактики плоскостопия, атрибуты для подвижных игр, собрать и оформить информацию о видах спорта.
Большую помощь родители могут оказать в изготовлении игрушек для игрового центра. Сшить костюмы, создать атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Например, дети очень любят использовать в своих играх самодельные продукты питания: вязаные блины, яичницы вареники, сосиски, колбасу из салфеток, пиццу из линолеума, мороженое, пончики из вискозных салфеток, пирожные из губок для мытья посуды.
Можно предложить изготовить кукольный домик с комнатами и мебелью. А для мальчиков автозаправку.
В центре краеведения для ознакомления детей с культурой других народов можно изготовить народные куклы, созданные своими руками, создать мини музей народного творчества.
Для центра релаксации - пособия для снятия напряжения, где у детей есть возможность уединиться. Водяные часы. Дети наблюдают за медленно падающими цветными каплями. "Сухие бассейны" с желудями, цветными пуговицами, бусинками от новогодних гирлянд, контейнер с бусинками, которые можно нанизывать на веревочку. Самодельная настольная песочница. "Стаканчик настроения" - когда сердишься, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели. :)
В центре музыки и театра шумовые музыкальные инструменты, изготовленные своими руками: вязаный пальчиковый театр, настольный театр на стаканчиках от йогурта.
Для центра безопасности и конструирования можно изготовить мягкие модули из подручного материала, различные макеты.