Ольга Глазкова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе» размещена в разделах
найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. При создании развивающего пространства в групповом помещении в младшей группе необходимо учитывать ведущую роль игровойдеятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
При создании развивающей предметно-пространственной среды мы
учитываем все факторы, которые прописаны в ФГОС, а именно, что предметно-
развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали
познавательную, развивающую, двигательную активность детей. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности, безболезненному приспособлению его к новым условиям, формирование положительных отношений к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками и с воспитателем. Комфортные условия адаптации создаем посредством игровой деятельности на основе индивидуального подхода к каждому ребёнку.
В группе есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической
защищённости, расслабления, избавления от негативных эмоций. Содержание
предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек,
периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развивающей среды в первой младшей группе :
познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует
саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры:
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать
роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование
коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих
способностей.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: атрибуты для игры
«Дом» (кукольная мебель для комнаты и кухни; кроватка с постельными
принадлежностями; наборы кухонной и чайной посуды; гладильная доска; утюг;
одежда для «ряженья»; куклы; коляски для кукол; дикие и домашние животные и
др.); «Магазин «Вкусняшка» (набор овощей и фруктов, весы, баночки и
бутылочки из разного материала, муляжи - продуктов и др., «Парикмахерская
«Ветерок» (зеркало, халат и накидка, парикмахерский набор, расчески, украшения
для волос и др., «Поликлиника» (спец - одежда; коробочки, баночки и бутылочки
из пластика и картона; фонендоскоп, градусник и другие инструменты,
«Путешествие по морю» (фуражка, воротник, мачта, штурвал, спасательный круг,
бинокль); «Водитель» (машины грузовые и легковые – крупные и средние;
железная дорога; набор из трамплина с машинками; шапочка; руль; копии разных
инструментов).
Центр физической культуры:
Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,
стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью;
воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью; укрепление мышц
нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика
простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики и др.).
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.
Центр изобразительного искусства:
Задачи: развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов
окружающей действительности.
Оборудование и материалы, которые есть в уголке: мольберт; наборы цветных карандашей и фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки; кисточки; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата и цвета; трафареты; глина; пластилин; доски для лепки; стеки; штампы; салфетки из ткани и др.
Музыкально – театральный центр:
Задачи: развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, труба, гитара, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); театр настольный, театр плоскостной, би-ба-бо, театр на фланелеграфе; маски для постановки сказок, самодельные костюмы. Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить
малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Книжный центр:
Задачи: развитие активной речи; формирование навыка слушания, умения
обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об
окружающем.
Оборудование и материалы, которое есть у нас в центре: стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательно - речевому развитию.
Центр строительных игр:
Задачи: знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов, учить использовать в играх строительный материал, развитие пространственных
представлений, мелкой моторики, творческого воображения.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в центре: набор
строительного конструктора (крупный, средний); набор мелкого строительного материала (деревянный); кубики с предметными картинками; мягкие модули; кубики с предметными картинками, разделенными на 4 части; конструктор «Лего»; набор «Строитель»; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и
др., машинки, для обыгрывания.
Дети нашей группы очень любят играть как с «Лего» так и с модулями. У
них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят
постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, наши
малыши развивают не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.
Центр природы:
Задачи: развитие познавательного интереса, интереса к явлениям природы и
исследовательской деятельности.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в центре: календарь времена
года и погоды; тематические альбомы; комнатные растения (колеус, фикус,
бегония, герань, бальзамин и др.); «Паспорт комнатных растений»; «Цикл
наблюдений за комнатными растениями»; муляжи овощей и фруктов; материал
для организации экспериментирования : фартуки, ведерки, лопатки, совочки,
грабли, различные формочки; природный и бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры и др.
Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные
части растения (стебель, цветок, листья). Мы разместили в уголке природы
растения, с ярко выраженными основными частями, широколистные, с плотной
поверхностью листа, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. В уголке мы создали условия для игр с водой и песком.
Центр развивающих игр :
Задачи: развитие речи, познавательной активности, мышления, внимания, сенсорного восприятия, мелкой моторики и воображения.
Оборудование и материалы, которые есть в центре: дидактический стол; разные виды мозаик; объемные вкладыши из 5-10 элементов; пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки; Блоки Дьенеша; матрешки (из 5-7 элементов, доски- вкладыши, рамки-вкладыши; цветные столбики; пуговицы и бусы (цветные); сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками; сухой бассейн; кубики с предметными картинками (4-6 частей) и т. д.
Наши дети, очень любят дидактические игры: разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали); лото; домино; пазлы; парные картинки и другие настольно-печатные игры и многие другие.
Материал уголка мы используем как в НОД, режимных моментах, так и для
индивидуальной работы с детьми.