Алла Митапова
Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мудрое распределение времени есть основа
для деятельности.
Я. А. Коменский
В современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около 4 лет познают свойства времени. Детям слишком сложно представить как «работает» время, потому что эта величина абстрактна и её нельзя потрогать и увидеть. Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает «вращение». Особенности времени, без восприятия которых детям трудно понять, что такое время :
Публикация «Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- текучесть (нельзя остановить);
- необратимость (нельзя повернуть вспять);
- непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
- отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).
Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей). Программой детского сада предусмотрено формирование временных представлений у дошкольников в процессе обучения.
В программе «Радуга» для каждой возрастной группы указаны содержание и объем ориентировок во времени :
Во второй младшей группе учить различать и называть утро, день, вечер, ночь;
В средней группе - закреплять представление о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, раскрывать на конкретных примерах понятия "быстро", "медленно";
В старшей группе - учить последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;
В подготовительной к школе группе - закреплять знания о последовательности дней недели и времени года, знакомить с названием текущего месяца.
Параллельно надо развивать «чувство времени» - способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1,2,3,5,10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими, секундомером.
Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.
С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:
- наглядные ( показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т. д.);
- словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);
- практические (театрализованная деятельность, игры, упражнения, опыты).
В ходе работы предпочтения следует отдавать практическим методам, в частности методу моделирования. Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость). Кроме того, модели представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, которые позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации математической деятельности: элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуациях, решения математических задач житейского содержания и т. д.
«Предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, предполагает решение следующих задач: обеспечение чувства психологической защищенности — доверия ребенка к миру, радости существования; формирование творческого начала в личности ребенка; развитие его индивидуальности; формирование знаний, навыков и умений как средства полноценного развития личности, а не цели; активизация демократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства); сотрудничество с детьми. Рассмотрим принципы построения предметно - развивающей среды по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста :
1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению.
2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности мыслительной деятельности. Предметная среда должна способствовать возникновению у детей инициативы, расширять возможности детей при выполнении заданий математического содержания. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность.
3. Принцип стабильности—динамичности развивающей среды. Применительно к математической деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать возможности детей в области математики (в группе, на улице, в уголке «уединения»). Для развития пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста могут быть следующие игры и пособия:
• модели (частей суток, дней недели, времен года и т. д.) и детские календари;
• приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);
• - настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т. д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т. д.);
• репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);
• художественная литература (произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е. Я. Ильина и др.);
• альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);
• плакаты (времена года, часы – определяем время и т. д.).
Уголок расположен в доступном для детей месте и используется не только на занятиях, но и свободное время.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом. Новый материал необходимо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним на занятиях.
4. Принцип гибкого зонирования, то есть определенность места и расположения материала по математической деятельности.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребёнку в самостоятельной математической деятельности найти занятия по своим интересам, способностям, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-развивающая среда не обходима детям прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:
• она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
• необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
• дизайн ориентирован на безопасность и возраст детей;
• элементы декора должны быть легко сменяемыми;
• организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы;
• предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости, периода обучения, образовательной программы.
Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т. д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.