Людмила Дулясова
Влияние предметно-развивающей среды на успешную адаптацию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления опыта ребенка, т. к. каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
Публикация «Влияние предметно-развивающей среды на успешную адаптацию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка.
Предметно – развивающую среду мы создавали по таким характеристикам:
• разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
• оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
• стабильность (материалы и пособия имели постоянное место)
• доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
• эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
• зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).
Также, в процессе адаптации, приветствуются, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки.
В группе имеются фотоальбомы детей и их родителей, что бы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома.
Предметно - развивающая среда нашей группы отвечает санитарно-гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям.
Игровую комнату необходимо разделить на развивающие центры.
Для детей 2-3 лет характерна высокая двигательная активность, которая строится преимущественно на основе ходьбы.
В центре двигательной активности сконцентрировано оборудование для развития таких основных видов движений, как ползание, лазание, бросание, катание на велосипеде, ходьба, бег – это шведская стенка, машины, горка, каталки-качалки, мячи разного размера, мешочки с песком, кольцеброс. Также необходимо оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений - флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки; для развития дыхания – вертушки; для профилактики плоскостопия - массажные дорожки, маски для подвижных игр. Все оборудование должно хорошо обрабатываться, быть подобрано с учетом возрастных особенностей детей, ярко оформлено, доступно руке ребенка. Дети самостоятельно могут менять содержание центра, выбирать то или иное оборудование для игр, использовать его в других центрах группы.
В группах раннего возраста нашего детского сада есть еще один уголок, который любят малыши - это центр «вода - песок». Здесь они получают особое наслаждение, соприкасаясь с неживой природой, черпая знания о ее разнообразии свойствах в непринужденной игровой обстановке.
В центре воды и песка имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, воронки, различные емкости, лейки, мельницы, наборы для игры с песком, плавающие игрушки и предметы, губки,. В воде дети могут купать резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать её струей, пускать по воде кораблики и т. д.
В группе имеются центры: ознакомления с живой природой, конструирования, театрализованной деятельности, рядом с которым предусмотрен уголок ряженья.
Особое внимание хочется уделить игровому центру, он оборудован специальной детской игровой мебелью для сюжетно-ролевых игр. Содержание уголка меняется набором кукол, одежды, посуды, мебели, предметов домашнего обихода, фруктов, крупного строительного материала, игрушек – заместителей.
В нашей группе сравнительно большая площадь отводится для игр с крупной, кукольной мебелью и сюжетно-образными и транспортными игрушками. Групповая комната разбита на игровые зоны для игры детей в сюжетно-отобразительные игры «Дом»; «Парикмахерская»; «Больница»; «Магазин», в этих игровых зонах дети играют в сюжетно - отобразительную игру, в которой активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.
Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы разного размера (большие, средние, маленькие) есть такие, которых удобно заворачивать, укладывать спать, кормить, игрушечная посуда для игры крупного размера. Кукольная мебель, машины все прочное, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, в коляску.
Наши малыши ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет.
Центр художественно-продуктивной деятельности со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникает потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование восковыми карандашами, фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии на листе бумаги. Изобразительная деятельность для ребёнка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумаге свои чувства. В центре изобразительного творчества имеется разнообразный материал: трафареты, печатки, фломастеры.
Многих детей привлекает созданный уголок уединения. Там на полу лежат подушки - игрушки. Ребятишки на них сидят, лежат, смотрят книжки, играют.
Художественно - речевой центр
Привлекает ребят различными яркими книжками, здесь есть и потешки и русские народные сказки и «книжки - малышки» и иллюстрации времена года, о которых воспитатели говорят с малышами. Все книги с яркими иллюстрациями, они вызывают у малышей эмоциональный отклик, помогают понять содержание сказки, песенки, потешки, лучше представить внешность героев и их характер. Дети очень любят не только слушать чтение книжек воспитателем, но и просматривать их сами.
Центр развития речи представлен дидактическими играми, разнообразными альбомами, картинками, способствующими развитию речи детей. Содержание уголка меняется в соответствии с поставленными задачами определенной тематики.
Никогда не бывает скучно в Музыкальном центре. Малыши с удовольствием гремят погремушками, шумелочками и маракасами, сделанными из киндер-сюрпризов». Играют на барабане, гармошке, бубнах. Мальчики особенно любят музыкальные рули и гитары. Имеются и музыкальные книжки.
Центр сенсорного развития.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основной познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Материалы должны быть достаточно крупными, прочными; «ярко» представлять различия по размеру, цвету, форме. Элементы игр должны быть прочными, представлять основные осваиваемые в данном возрасте эталоны (форма, цвет, величина).
В центре сенсорного развития размещены различные игры и пособия, изготовленные из «нестандартных» предметов (крышек, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек, специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, застежки. Нравятся ребятам игры с прищепками - с помощью прищепок в руках у ребят солнышко расправляет свои лучики и радостно светит всем окружающим.
В группах раннего возраста должен быть представлен дидактический материал. В этом уголке есть и напольный сенсорный материал «Осьминожка», «Черепаха», с которым дети любят играть сидя на коврике.
Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.
Обеденная зона – находится в центре группы, за удобными столиками дети любят обедать. Помощник воспитателя сервирует столы для обеда красивой посудой, кружечками, ставит хлебницы, салфетки, салатники.
Знакомство с группой для наших ребят и их родителей начинается уже в приемной. В ней размещены шкафчики для одежды детей, с красочными рисунками на дверцах, ребёнок сам может выбрать себе шкафчик с понравившейся ему картинкой. На стене оформлен родительский уголок с информацией для родителей, чем занимались дети, также здесь помещены советы родителям по организации режимных процессов, игр и занятий с детьми.
Спальня. Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как любимая игрушка, принесенная ребенком из дома, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
В спальне стоят кроватки для отдыха детей. Внимание детей привлекает большое сказочное панно на стене, на котором изображен сказочный цыплёнок.
Туалетная комната оснащена ванной, детскими раковинами, детским унитазом, шкафом для полотенец, шкафом для горшков. По совету педагога-психолога горшки для детей мы приобрели в единой цветовой гамме, гармонирующей с тоном стен.
Мы приложили все усилия для того, чтобы обеспечить эмоционально-тёплую атмосферу в группе и сформировать у детей положительное отношение к пребыванию в данной групповой комнате.
В нашем детском саду большое внимание уделяется проблеме адаптации. Изучение ребенка начинается со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводим анкетирование родителей, из которого делаем выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжаем знакомство с детским садом заочно по фотоальбомам, сайту, где рассказывается о жизни детей в детском саду.