Громова Анастасия
Ознакомление с творчеством современных писателей как условие формирования познавательного интереса к литературе
▼ Скачать +Заказ
Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой неуклонного снижения интереса к литературе, позднего вхождения детей в книжную культуру, сокращения доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации и как приятную и престижную форму досуга. Для решения данных проблем в Российской Федерации была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения» сроком реализации 2007-2020г., целью которой является повышение уровня читательской компетентности и читательской активности для создания условий, повышающих престижность чтения с раннего возраста как культурную ценность.
Публикация «Ознакомление с творчеством современных писателей как условие формирования познавательного интереса к литературе» размещена в разделах
Также в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования описана важность приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Одной из важнейших задач, обозначенных в образовательной области «Речевое развитие» является знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух различных жанров детской литературы. Схожие, тесно связанные задачи указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», а именно: восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развитию культуры речи указывали такие педагоги и психологи, как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, З. А. Гриценко, Л. М. Гурович. Анализ психолого-педагогических исследований вышеуказанных авторов показал, что художественная литература активно используется в целях воспитания нравственных качеств личности, формирования эстетического восприятия, развития связной речи у детей дошкольного возраста.
По определению Щукиной Г. И., познавательный интерес является глубоким личностным образованием, не сводимым к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов.
Таким образом, на основе изучений педагогических работ Г. И. Щукиной нами было выделено понятие «познавательный интерес к художественной литературе», под которым мы понимаем положительное оценочное отношение субъекта, которое включает отношение как к самому произведению литературы, так и к той действительности, что в ней изображена. Мы пришли к выводу, что формирование познавательного интереса к художественной литературе необходимо начинать в дошкольный период детства, исходя их того, что это наиболее сензитивный период воспитания читательской культуры.
Неотделимой частью формирования познавательного интереса к художественной литературе является знакомство с творчеством современных писателей. В центре внимания современных писателей – внутренний мир взрослого и ребенка, мир переживаний, разнообразных чувств и отношений. Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, А. А. Усачева, Э. Успенского, В. Голявкина и других авторов. В этически острых коллизиях, доступных понимаю ребенка, раскрываются сложные нравственные проблемы. Современные писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, занимать правильную позицию по отношению к людям, природе, вещам, формируют интерес к своему творчеству.
Занятия, посвященные знакомству детей с творчеством современных писателей, требует от воспитателей важной предварительной подготовки. З. А. Гриценко утверждает, что в старшем дошкольном возрасте дети способны проявлять познавательный интерес к биографии автора и на этой основе высказывать заинтересованность его произведениями и творческой истории их создания.
Цель рассказов о биографии и творчестве писателя – вызвать у детей неподдельный интерес к личности писателя, желание ближе познакомиться с его биографией и творческой историей. Подобные рассказы знакомят детей старшего дошкольного возраста с биографией А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака. Педагогические наблюдения З. А. Гриценко показывают, что дети с большим желанием откликаются на стремление воспитателя познакомить их с жизнью их любимых авторов.
На первом теоретическом занятии по знакомству с биографией писателя, по мнению З. А. Гриценко, важно начать знакомить детей с жизнеописанием писателя в доступной форме (не вводя понятия «биография»); также необходимо показать связь между отдельными факторами жизни литератора и истории создания его произведений. Составляя рассказ о жизни автора, не стоит стремиться использовать весь материал, найденный о писателе. Детям необходимо давать только то, что будет им важно для понимания личности автора и того художественного произведения, которое будет прочитано на занятии.
Также для того, чтобы заинтересовать детей новым именем, воспитатель должен говорить о писателя как о добром друге. И для того, чтобы так говорить об авторе, надо много знать о нем и его творчестве : самостоятельно прочесть автобиографии, воспоминания о нем других людей, его произведения. Надо вглядеться в его портрет; сравнить его творчество с творчеством тех писателей, кто писал на схожие темы. Чтобы рассказ о творчестве и жизни писателя заинтересовал детей с первых минут, воспитатель должен хорошо владеть речью (интонацией концентрировать внимание на наиболее значимом факте, иметь развитое воображение и богатый практический опыт.
Одним из способов формирования познавательного интереса к художественной литературе в процессе ознакомления с творчеством современных писателей являются помимо рассказа о писателе являются литературные праздники, праздники книги – комплексные мероприятия, включающие в себя различные методы – беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Литературные праздники могут быть посвящены юбилейной дате любимого детского писателя, книжные выставки могут сопровождаться репродукциями писателей, также для знакомства детей с творчеством писателей возможно создание совместных альбомов жизнеописания писателя, театрализованная деятельность на основе его творчества.
По мнению 3. А. Гриценко, наиболее целесообразными и легко выполнимыми являются также и такие способы формирования познавательного интереса к творчеству писателя, как игра в библиотеку, «книжкина больница», чтение с «продолжением», беседы; такие формы, как экскурсии и разного рода литературные турниры, викторины; рисование и лепка как вид деятельности [21, с. 66].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание познавательного интереса к художественной литературе в процессе ознакомления с творчеством писателя способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, литературные викторины (по произведениям одного автора, хорошо знакомым книгам разных писателей).
Важно отметить, что одним из важнейших условий формирования познавательного интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста является сотрудничество с семьей. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ ст. 2 сказано, что родители (законные представители) являются участниками образовательных отношений, поэтому работа педагогов и семьи по формированию познавательного интереса к литературе должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели — воспитанию настоящего читателя.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев А. Усачева». Данные мероприятия затрагивают литературное воспитание детей в семье и помогут родителям целенаправленно формировать познавательный интерес к литературе.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, занимать правильную позицию по отношению к людям, природе, вещам, и формируют познавательный интерес к литературе в целом. Также формированию познавательного интереса к художественной литературе в процессе знакомства с творчеством современных писателей способствуют не только рассказы о биографии и творчестве писателя, но и такие мероприятия, как праздник Книги, выставка любимых произведений, постановка спектакля и сценок, игра в библиотеку, «книжкина больница», уголок книги и. конечно, неотъемлемой частью такой работы является сотрудничество с семьей.
Список используемой литературы :
1. Гриценко, З. А. Положи твое сердце у чтения. Пособие для родителей по организации чтения дошкольникам [Текст] / З. А. Гриценко. - М. : Академия, 2004. – 80 с.
2. Гриценко, 3. А. Пришли мне чтения доброго. [Текст] : пособие для чтения и рассказывания детям 4—6 лет (с метод, рекомендациями) / 3. А. Гриценко. — М. : Просвещение, 2001. — 144 с.
3. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 1996. – 324с.
4. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике : познавательный интерес как средство обучения [Текст] / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1976. – С. 357
Электронные ресурсы:
1. https://минобрнауки. рф/документы/2974
2. https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html