Елена Булимова
Проект по воспитанию интереса к художественной литературе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ,В ГОСТЯХ У СКАЗКИ,
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: информационно – практико – ориентированный.
Продолжительность: с 15.09. по 15.12.
Участники проекта: воспитанники группы №7 МДОАУ №38 (ст. дошк. возраст, родители, педагоги.
Количество участников: 15 человек (дети гр№7, 2-воспитателя, 1учитель-логопед, родители.
Актуальность темы
Публикация «Проект по воспитанию интереса к художественной литературе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Цель проекта: развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения и раскрытие ценности совместного творчества детей, педагогов и родителей.
Задачи проекта:
1. Способствовать развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством формирования интереса к художественной литературе через сказку.
2. Учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства.
3. Формировать творческое рассказывание и умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
4. Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, наглядно-образное мышление, творческие способности.
5. Способствовать развитию речи через выразительное чтение сказок, сочинение своих авторских сказок.
6. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей сказок.
7. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель-ребенок.
8. Развивать традиции семейного чтения.
9. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Содержание проекта предполагает интеграцию содержания образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Речевое развитие;
3. Художественно-эстетическое развитие;
4. Физическое развитие;
5. Познавательное развитие.
Кроме того предполагает интеграцию основных видов детской деятельности:
-Коммуникативной;
-Игровой;
-Продуктивной.
Формы реализации проекта
Совместная деятельность:
-организованная деятельность
экскурсия в библиотеку им. А. Гайдара;
экскурсия в типографию;
специально созданная образовательная ситуация «Какие бывают сказки»,"Чудеса в русских народных сказках ","На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки";
ОД по развитию речи «По сказкам Лиса, заяц, петух», «Заяц-хваста» ;
ОД по ФЦКМ «История создания книги»;
ОД по художественному творчеству «Иллюстрации в русских народных сказках»;
интегрированное занятие «Путешествие в сказочную страну»;
беседа и презентация «История создания книги»; «Иллюстрации в русских народных сказках».
-режимные моменты:
рассматривание иллюстраций к сказкам;
беседа на тему «Книги надо беречь»;
специально созданная образовательная ситуация «Чему учит сказка»;
чтение литературных произведений;
разгадывание загадок;
разучивание пословиц, поговорок о сказках.
Самостоятельная деятельность
-подготовка рисунков на выставку-вернисаж детских иллюстраций к русским народным сказкам: "Здравствуй сказка";
-самостоятельная поисковая деятельность для создания стенда с подборкой поговорок, пословиц, загадок о сказках;
-коллективная работа над созданием стенгазеты «Сказка - мой друг и учитель».
Взаимодействие с родителями
- экскурсия в книжный магазин "Читай город";
-оформление информационного стенда с подборкой поговорок, пословиц, загадок о сказках;
-совместно с родителями сочинение авторских сказок и их иллюстрирование;
- мастер-класс для родителей «Почитай мне сказку, мама!»
-изготовление и пополнение коллекции видов театра (из ткани и бросового материала);
-оформление выставки.
Средства образования и развития:
Познавательные и речевые: экскурсии.
Зрительные: показ презентаций, иллюстраций, репродукций картин.
Литературный ряд: беседы, художественное слово, объяснение, заучивание отрывков из сказок.
Организация предметно-пространственной развивающей среды для реализации проекта:
-дидактические, словесные игры;
-подборка пословиц, поговорок, загадок о героях и названиях русских народных сказок;
-подборка песен;
-коллекция видов театра (из ткани и бросового материала).
-тематические альбомы,Герои русских народных сказок, ,Сказка - мой друг и помощник,
Методы и приемы:
Опрос детей и родителей, их анкетирование; беседы; художественное слово; объяснение; показ презентаций, иллюстраций, репродукций картин; экскурсии в библиотеку, книжный магазин и в типографию; выпуск стенгазеты "Сказка - мой друг и учитель"; оформление информационного стенда для родителей "Подборка пословиц, поговорок, загадок о сказках"; мастер-класс для родителей "Почитай мне сказку, мама!"- изготовление атрибутов к театру; выставка детских иллюстраций к русским народным сказкам; дидактические и подвижные игры по сказкам; итоговая викторина " По тропинкам русских сказок "
Планируемые результаты:
-Умеют развивать сюжет, используют «сказочные» языковые средства.
-Умеют творчески рассказывать и умеют раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
-Умеют выразительно читать сказки, сочинять свои авторские сказки.
-Владеют активным словарём и новыми словами, могут перессказывать сказки.
-Создана атмосфера доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель-ребенок.
-Развиты традиции семейного чтения.
Вызван эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Продукт проектной деятельности:
- Стенгазета,Сказка - мой друг и учитель, ;
-Информационный стенд для родителей с подборкой поговорок, пословиц, загадок о сказках;
-Выставка- вернисаж детских иллюстраций к русским народным сказкам: "Здравствуй сказка" ;
-Коллекция видов театра (из ткани и бросового материала).
-Совместное с родителями сочинение авторских сказок и их иллюстрирование;
-Презентации,Производство книг, и,Иллюстрации известных художников к русским народным сказкам
-Мастер - класс для родителей,Почитай мне сказку, мама!
-Консультации для родителей в уголках полезной информации: "Как научить детей рассказыванию. ". "Знакомство со сказкой" "Использование фольклора в работе с детьми".
-Литературная викторина-путешествие,По тропинкам русских сказок
Этапы проекта:
1 этап - предварительный:
Подбор и изучение учебно-методического комплекта по тематике проекта (методическая и художественная литература, иллюстрации, репродукции, открытки и пр.); анкетирование родителей.
2 этап - познавательный (реализуется по блокам):
Экскурсии
-в библиотеку им. А. Гайдара
-в книжный магазин "Читай город"
-в типографию.
Беседы, беседы с использованием презентации
-"Какие бывают сказки "
-"Чему учит сказка "
Цель: способствовать формированию у детей интереса к сказкам.
-"Иллюстрации известных художников к русским народным сказкам " (презентация)
-"Чудеса в русских народных сказках "Цель: учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказок
-"История создания книги" (презентация)
- "На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки"
Цель: развивать художественные ассоциаци.
Организованная деятельность
-"По сказке Лиса, заяц, петух"(развитие речи)
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
-"По сказке Заяц-хваста"(развитие речи)
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
-"Путешествие в сказочную страну "(интегрированное занятие)
Цель: расширить представления детей о видах сказочного жанра; продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок; воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
-Мастер класс "Почитай мне сказку мама"
Цель: развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы, воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения и раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей.
- Литературная викторина-путешествие "По тропинкам русских сказок"
Цель: закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках, о художниках-иллюстраторах русских сказок;
Чтение (обсуждение) литер. пр-й, заучивание отрывков из сказок.
"Баба и два солдата"
"Барин и мужик"
"Бобовое зёрнышко"
"Бык,баран,петух,гусь. "
"Война грибов"
"Волк и семеро козлят"
"Волшебные ягоды"
"Гуси-лебеди"
"Два мороза"
"Емеля дурак"
"Жар птица"
"Журавль и цапля"
"Зайкина избушка"
"Заколдованная королева"
"Звери в яме"
"Золотой башмачок"
"Золотой петушок"
"Иван-вдовий сын"
"Иван царевич и серый волк"
"Как барин овцу купил"
"Каша из топора"
"Колобок"
"Коза-дереза"
"Кот, петух и лиса. "
"Кривая уточка "
"Крошечка-Хаврошечка"
"Курочка, мышка и тетерев"
"Лиса и журавль"
"Лиса-девица и Котофей Иванович"
"Мальчик с пальчик"
"Марья Моревна"
"Медведь и собака"
"Морозко"
"Петушок -золотой гребешок"
"Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
"Сивка -Бурка"
"Смоляной бочок"
"Снегурочка"
"Финист -ясный сокол"
"Царевна лягушка"
Игровая деятельность (Д/И, П/И.)
"Будьте внимательны и найдите ошибки"
"Кто лишний?"
"Кого не хватает?"
"Из какой сказки фраза"
"Какие сказки перепутались?"(сгруппировать героев по сказкам)
" Придумай новое название, окончание сказки"
"Какая сказка спряталась?"(на картинке изображены кусты,из-за которых торчат уши или хвосты разных животных"
"Узнай по контуру"(нужно узнать героя сказки по контуру)
"Угадай кто идёт"(развиваем слух- дети слушают музыкальный отрывок: кто как идёт, запоминают, затем слушают ещё раз и называют героев)
"Назови сказку по предмету"(например, яблоко: "Гуси лебеди",и т. д.)
Логопедическая игра-сказка «День Рождения бабушки»
Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»
Игра «Карлик – великан»
Игра «Что делает герой сказки?»
Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок: «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» «Дай молочка, Буренушка!» «Перчатки и мышата» «Веселая старушка» «Домик гномика»
Игра,Чья песенка,
Игра «Знаешь ли ты?»
Игра «Отгадай-ка!»
Игра «Узнай героя сказки по описанию»
Игра,Назови героев сказок,
Игра «Кто где живёт»
Игра,Назови сказку по главному герою,
Игра,Расскажи сказку по иллюстрациям,
Игра «Расскажи сказку по героям»
Игра «Найди ошибку»
Игра «Узнай сказку по нарисованному предмету»
Игра «Найди пару»
Игра «Отгадай загадку
Игра «Волшебные слова»
Игра «Волшебные предмет
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки»
П/И.
"Кот и мыши"
"Зайцы и волк"
"Лиса в курятнике"
" Жадный кот"
"Зайцы и медведи"
"Охотники и зайцы"
"Бездомный заяц"
"Лягушки"
"Найди снегурочку"
"Журавль и лягушка"
3 этап – познавательно – практический:
Работа над создание стенгазеты,Сказка - мой друг и учитель, ; оформление информационного стенда для родителей с подборкой поговорок, пословиц, загадок о сказках; выставка- вернисаж детских иллюстраций к русским народным сказкам: "Здравствуй сказка" ;несколько видов театра (из ткани и бросового материала).
4 этап – работа с родителями:
Оформление информационного стенда для родителей с подборкой поговорок, пословиц, загадок о сказках; совместное с родителями сочинение авторских сказок и их иллюстрирование; создание презентации,Производство книг, и,Иллюстрации известных художников к русским народным сказкам, Мастер - класс для родителей,Почитай мне сказку, мама, Консультации для родителей в уголках полезной информации: "Как научить детей рассказыванию. " Цель: познакомить родителей с понятием рассказывание, как средство обучения связной речи. "Знакомство со сказкой" Цель: раскрыть значение сказки для детей и приёмы восприятия. "Использование фольклора в работе с детьми".
5 этап – презентация итогов проекта:
Выставка - вернисаж детских иллюстраций к русским народным сказкам; выпуск газеты,Сказка - мой друг и учитель, " Мастер - класс для родителей,Почитай мне сказку, мама!" ; итоговая викторина,По тропинкам русских сказок" ; несколько видов театра (из ткани и бросового материала).