Hина Церенова
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Улыбка»
Левокумского муниципального округа Ставропольского края
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей
в летний период
Церенова Нина Михайловна
воспитатель
пос. Новокумский, 2021
«Самое лучшее открытие - то,
которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпрепровождения пассивная роль малыша, когда он выступает, в основном, в роли потребителя информации. Ему ничего не нужно искать, все желаемое можно получить в готовом виде, достаточно лишь нажать кнопку.
Конечно, передачи о животных, о природе привлекают ребенка, расширяют его кругозор. Но согласитесь, что между красочной картинкой на телеэкране и реальностью существует большая разница. В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через тактильные ощущения, запахи, звуки.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыт - это наблюдение, которое проводиться в специально организованных условиях. Значение опытов очень велико. Они развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты также имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся они чаще всего в старших группах детского сада.
В младших и средних группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба, «точка удивления». Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания от имени сказочного героя – куклы. Если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и кукла «Зайчик- Любознайчик», который многое хочет узнать и всем интересуется.
С детьми среднего дошкольного возраста экспериментирование часто строится на стремление вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их «Хрюша- Удивлюша», «Утенок- Удивленок».
Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?» и т. д. Часто этим занимается и озорная девочка «Почемучка», герой сказки Носова Знайка. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.
Вместе с детьми составляют правила работы с различным материалом:
с водой
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
со стеклом
Со стеклом будь осторожен -
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
с песком
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
с огнем
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
по окончании работы
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.
В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить».
Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (если нужно, то с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.
Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, НОД, прогулку, сон и т. д.
Существует мнение, что экспериментирование является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Деятельностью, которой дети охотно занимаются и которая дает очень многое для развития.
Одна из важнейших задач – это становление мышления. Именно поэтому экспериментирование с природными материалами должно быть доступно каждому ребенку. Конечно, это создаст для вас дополнительные хлопоты. При проведении опытов может рассыпаться песок или разлиться вода, но вы можете сразу договориться о совместном поддержании порядка.
Экспериментировать можно как в помещении, так и на улице, во время летних путешествий, прогулок. Выделите для этой цели небольшой уголок в группе или на участке. Приготовьте столик, за которым можно работать. Накройте его клеенкой или же поставьте небольшой поднос для природного материала.
Оборудование для проведения опытов не требуется затрат : возьмите стаканчики разного размера из-под йогурта, сметаны, емкости из-под фруктов, пирожных, палочки от мороженого. Не пожалейте денег на небольшую лупу или детский микроскоп – это позволит ребенку открыть новый мир. Чтобы было интересно, предложите своеобразную игру: превратиться в ученого и провести ряд исследований в природе и в собственной лаборатории. Детям очень нравиться такая игра.
Экспериментировать можно с песком, глиной, водой, камнями, шишками. Этот материал несложно собрать во время прогулки в парк, лес, на речку, попросить у родителей. Однако животных для этой цели использовать нельзя. Дошкольник воспринимает зверей, птиц на равных, сопереживает им, но не проводит над ними опыты.
Для экспериментирования необходимо в уголке иметь основное оборудование:
приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки. Спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Дополнительное оборудование:
детские халаты;
клеенчатые фартуки;
полотенца;
контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней он развивается. Но известно, что не одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями (педагогами).
В индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к ребенку, признавая за ним право на собственную точку зрения, познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Предложить родителям рекомендации, чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию.
Таким образом, организация экспериментальной деятельности – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей : самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми семи красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский