Киселева Н В
Организация оценки индивидуального развития обучающегося
▼ Скачать + Заказать документы
Организация оценки индивидуального развития обучающегося
Наблюдение
Использую как основной метод для сбора данных для изучения особенностей психофизического развития ребенка, его возможностей по направлениям развития. На начальном этапе ставлю цель наблюдения, определяю объект, создаю ситуации, в которых заданный параметр проявляется наиболее ярко, подготавливаю карты наблюдений для фиксации результатов Результаты наблюдений помогают и оценить развитие каждого воспитанника, сделать выводы и продумать индивидуальную работу. Метод наблюдения дает полную картину развития каждого ребенка и позволяет планировать дальнейшую образовательную деятельность. Повторное наблюдение позволяет уточнять сведения, отслеживать динамику развития с предыдущими данными. Систематическое наблюдение дает возможность фиксировать особенности поведения и общения ребёнка со сверстниками и взрослыми; выборочное фиксировать отдельные показатели в речевой и познавательной деятельности. Скрытое наблюдение помогает наблюдать за детьми в свободной обстановке, где ребёнок раскрывается и дает результаты как положительные, так и отрицательные.
Публикация «Организация оценки индивидуального развития обучающегося» размещена в разделах
Беседа, интервью
Использую для уточнения и систематизации представлений детей по основным направлениям развития, при изучении тех компонентов, которые слабо выражались в наблюдении. Предварительно продумываю план беседы, затем организовываю предметную среду для мотивации детей, формулирую открытые вопросы проблемного характера (по теме беседы). Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей, ответы фиксирую в протоколе беседы. После проведения ряда бесед анализирую полученные результаты с фиксацией динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, намечаю пути коррекции. Диалогическая форма работы с детьми, позволяет дошкольникам обмениваться мыслями и идеями по теме с взрослым и друг с другом. В старших группах работа приобретает характер дискуссии по проблемным вопросам.
Хорошо подготовленная и продуманная беседа помогает детям раскрыть свои знания и личный опыт; рассуждать и приводить причинно-следственные связи; делать умозаключения и рассуждать. Интервью позволяет получить актуальные сведения о представлениях ребенка.
Анализ продуктов деятельности
Применяю с целью изучения личностных особенностей каждого воспитанника группы: социально коммуникативного, художественно-эстетического развития Анализирую продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции, музыкальную деятельность (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах, рассказы, пересказы, сравнивая работы ребенка с его работами на более ранних этапах. Для получения достоверного материала, наблюдаю за процессом создания продукта. Анализ работы ребенка и сравнение с предыдущими его работами, позволяет отследить особенности развития моторики; умение выбрать материал для деятельности; увидеть технику исполнения; выявить динамику. Все продукты деятельности собираю в «индивидуальное портфолио» ребенка, данные которого используются при составлении маршрута развития.
Диагностические (проблемные) ситуации
Применяю с целью повышения эффективности методов, получения более точных данных по узким направлениям (например, развития творческих способностей) Использую при исследовании активности дошкольников в различных видах деятельности: «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой, «Что мне интересно» О. В. Афанасьевой, «Перевертыши» Т. И. Бабаевой.
Создаю познавательную задачу, ситуацию и предоставляю детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Предпочтение отдаю групповым формам работы. Включение проблемных ситуаций в разные виды деятельности дает возможность понаблюдать за ребёнком и оценить его инициативность, речевую активность самостоятельность, логическое мышление и умение находить правильный выход из трудной ситуации позволяет стимулировать поисковую деятельность дошкольника, активизирует мысль детей, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Таким образом, образовательную деятельность в своей возрастной группе конструирую на основании полученных результатов в начале года, планирую индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.