татьяна дедок
Организация психолого–педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация психолого– педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе
педагог-психолог
Бирюкова Л. С.
Перемены происшедшие в нашей стране за последние годы повлекли за собой изменения в образовательной политике. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт пришёл и в систему «Дошкольное образование», как первая ступень общего образования. В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относится подготовки детей к школе.
Темочки:
Поступление в школу очень важный момент в жизни ребёнка и его родителей, но особое беспокойство вызывают у педагогов и родителей дети «леворукие» и дети с ослабленной мелкой моторикой рук. В настоящее время актуальность воспитания и обучения таких детей остается одной из наиболее серьезных и важных в педагогике. Перед педагогами и дошкольных учреждений и родителями стоят задачи – сформировать у детей интерес к школе, положительное отношение к школьному обучению, желание учиться, стремление занять позицию школьника в новой системе отношений, а так же сохранить успешность и полноценное психическое здоровье. Отсутствие единых и чётких указаний в тактике поведения участников учебного процесса, в отношении леворуких детей создаёт значительные трудности в охране здоровья, в обучении и подготовке их к полноценному и самостоятельному труду и жизнедеятельности.
Поэтому подготовка леворуких детей и детей с ослабленной мелкой моторикой рук при подготовке к обучению в школе представляет систему педагогической работы с детьми и включает ряд разнообразных форм работы и направлений.
Необходимость разработки данного раздела поможет сгладить имеющиеся проблемы у детей, обеспечит максимальную помощь родителям и педагогам в осуществлении качественной подготовки к обучению в школе.
Цель : осуществление психолого - педагогической поддержки и оказание квалифицированной помощи леворуким детям и детям с ослабленной мелкой моторикой старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школьному обучению.
В ходе ее достижения решаются задачи:
1. Оказание помощи леворуким детям и детям с ослабленной мелкой моторикой рук в усвоении образовательной программы дошкольного учреждения в процессе подготовки к школьному обучению.
2. «Научение, расширение сфер деятельности в различных областях практической предметной деятельности» необходимой для приобщения детей старшего дошкольного возраста к общим правилам школьной жизни.
3. Формирование необходимых навыков, умений и укрепление мышц ведущей руки детей для работы со школьными принадлежностями.
4. Оказание педагогической помощи педагогам, родителям (лицам их заменяющих, для преодоления трудностей в воспитании и развитии детей данной категории в условиях дошкольного образовательного учреждения при подготовке к школьному обучению.
Особенность состоит в том, что данный раздел Рабочей программы построен в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования и на основе Основной Образовательной Программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста данного дошкольного учреждения и является её логическим дополнением.
Особое место данного раздела программы отведено функциональной готовности к обучению в школе детей леворуких и детей с ослабленной мелкой моторикой рук, когда некоторые дети, посещающие одну и ту же группу, просто временно пользуется чаще левой рукой. Часто это бывает у детей временное предпочтение, временный признак, он отражает факт задержки формирования межполушарных взаимоотношений и закрепления доминатности левого полушария. [1]
Необходимость введения этого раздела обусловлена тем, что такие дети обладают анатомо-физиологические особенностями развития и слабым развитием мелких групп мышц рук. Для многих детей характерны трудности пространственного восприятия, недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, а так же снижен темп деятельности, скорость ориентировочных процессов и целый ряд других характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания, особенно при подготовке к обучению в школе.
Владение левой рукой зависит не от "хотения" ребенка или его упрямства и не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только "ведущую" руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций, которые нельзя изменить его биологическую суть.
Специфика данного раздела рабочей программы обусловлена так же для решения проблем развития рук старших дошкольников с ослабленной мелкой моторикой при подготовке детей к обучению в школе, когда преимущественное владение правой рукой, но за счёт того, что мышцы рук слабые. Ребёнок не может определиться какой рукой он будет выполнять задание и начинает перекладывать карандаш, фломастер или ножницы в другую руку. Часто это бывает у детей такое временное предпочтение, временный признак, но он отражает факт задержки формирования межполушарных взаимоотношений и закрепления доминатности левого полушария. В таких случаях происходит «волшебное превращение «левши» в «правшу». Но, нельзя путать, когда ребёнок просто временно пользуется чаще левой рукой (травма или заболевание).
Леворукость – это термин отражающий «предпочтение» и активное использование левой руки в жизнедеятельности.
Существует другой термин «левшество» - это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики специфического типа функциональной организации нервной системы, генетически заданное, в работу, и в первую очередь головного мозга человека.
Леворукость веками была и остаётся загадкой притягивающей внимание, стремление, желание разгадать, постичь, осознать свою и эту особенность. Тема эта популярна в научных публикациях, у педагогов – практиков и у родителей. В мире есть люди праворукие – их большинство. «Левшей» – 8%, поэтому «левши» вынуждены адаптироваться к реальным условиям жизнедеятельности т. к. даже компьютерная мышка, двери, общественный транспорт, штопоры, ножницы, разметки на дорогах и другие предметы обихода приспособлены в основном к правой руке.