Наталия Алехина
Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. В п. 3.2.1. определены основные психолого-педагогические условия успешной реализации программы.
Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Публикация «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада» размещена в разделах
Педагогический коллектив нашего детского сада определил последовательность работы по сопровождению ребенка по следующему алгоритму.
1. Сбор информации о ребёнке.
2. Анализ полученной информации, которая обсуждается со всеми заинтересованными лицами.
3. Разработка плана комплексной помощи, где определяется круг педагогов, осуществляющих сопровождение, содержание сопровождения, намечаются формы работы и сроки реализации, а также вырабатываются рекомендации для родителей.
4. Реализация плана по решению проблемы.
5. Отслеживание динамики развития ребенка.
6. Осмысление и оценка деятельности по сопровождению с позиции полученных результатов.
Для сбора информации о ребенке педагогами нашего образовательного учреждения используется технология ведения педагогических наблюдений, предложенная кандидатом педагогических наук Лидией Васильевной Свирской. Она включает в себя ежедневные целенаправленные наблюдения за ребенком взрослых (включая родителей, ситуативные и целенаправленные беседы с детьми, экспертную оценку специалистов, анализ продуктов детской деятельности. Мы наблюдаем за поведением ребёнка, его интересами, проявлением инициативы, предпочтениями и прочее.
Результаты этих наблюдений мы фиксируем в журнале динамики достижений детей группы в форме записей.
Кроме фиксации наблюдений мы отслеживаем частоту устойчивых проявлений у детей начал ключевых компетентностей. Именно уровень сформированности у дошкольников ключевых компетенций (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей) мы принимаем за результат их достижений. Ключевые компетентности представляют собой совокупность универсальных умений.
Журнал динамики достижений рассчитан на весь период пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации (от группы раннего возраста до выпуска из детского сада); это позволяет нам проследить динамику и тенденции развития каждого воспитанника на протяжении длительного времени.
Динамика развития каждого ребенка отслеживается нами не реже двух раз в год, с использованием карты анализа возможных достижений в сопоставлении с целевыми ориентирами.
Подробный анализ карты журнала динамики достижений позволяет нам выявить наиболее успешно формирующиеся компетентности у всех (у большинства) детей группы и каждого воспитанника в отдельности, а также обратить внимание на компетентности, становление и развитие которых требует дополнительного внимания.
На основе анализа данных методики наблюдения мы выстраиваем индивидуальную траекторию развития, которая является планом психолого-педагогического сопровождения, позволяющим осуществлять развитие индивидуальности, коррекцию и поддержку задатков одаренности. Вот один из примеров индивидуальной траектории развития ребенка.
Для реализации плана психолого-педагогического сопровождения, мы используем широкий спектр современных педагогических технологий. Как показывает практика, самыми эффективными из них являются игровые технологии, включая социо-игровые.
В практике игровой деятельности мы широко используем игры для рабочего настроя, которые пробуждают у детей интерес друг к другу, повышают мышечную мобилизованность участников игры, и позволяют педагогу ликвидировать возникающие споры, негативные моменты, элементы враждебности. Часто игры помогают социо-игровому приобщению к делу, в случае, когда необходимо, чтобы дети восприняли предлагаемый материал в качестве учебного. Дети любят игры, которые мы используем для разминки-разрядки; они помогают педагогу переключить детей с одного вида деятельности на другой, в неуправляемых ситуациях. («Выкуп фантов», «Заводные человечки», «Замри», «Испорченный телефон»).
Мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребенка оказывают игры, ориентированные на творческое самоутверждение. («Спрятанное слово», «Рассказ-рисунок о том, что я вижу», «Одно и то же по-разному»).
Сюжетно-ролевая игра – королева игр. Ее развивающее значение многообразно. Общеизвестно, что на современном этапе сюжетно-ролевая игра теряет свои позиции, вытесняясь другими видами игр, чаще всего компьютерными. И тем не менее, в практике работы с детьми мы стремимся сформировать у детей желание и умение играть в сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра как культурная практика имеет непреходящее значение для развития личности, так как позволяет воспроизводить профессиональные и семейные роли взрослых в соответствии с логикой реальности, и во многом определяет успешность ребенка в жизни.
С целью преодоления у детей неуверенности, застенчивости, тревожности я использую в работе раскрепощающие психотехнические игры – специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для неуверенного, нерешительного, скованного ребенка я использую такие игровые формулы-внушения: «Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам.», «Я уже научился.» и т. д.
Также формировать у воспитанников такие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность мне помогают игры-драматизации, образно-ролевые игры.
Как показывает практика, дети с протестным поведением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть как конфликтность, нежелание или неумение детей договориться между собой приводят к распаду совместных занятий и игр. Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостатки мне помогает включение его в коллективную дидактическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит ребенка с протестным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать с ними свои действия.
Несмотря на увлеченность современных дошкольников компьютерными играми, народная игра по-прежнему удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы. Эта игра также используется мною в коррекционной работе.
Одно из главных преимуществ народной игры — обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные герои не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются. В целом, этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям незаметно для себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.
Большое место в развивающей и коррекционной работе с детьми в нашем ДОУ отводится арт-терапии. Эта технология позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, развитие до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
Информационные источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
2. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников/ под ред. В. М. Букатова. – СПб. : ТЦ Сфера, 2014.
3. Короткова Н. А. Сюжетная игра дошкольников. – М. : Линка-Пресс, 2016.
4. Кукушкина Е. Ю., Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
5. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. – М. : Просвещение, 2015.
6. http://www.myshared.ru/slide/1318279/
7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/11/nablyudenie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya