Елена Басова
Технология работы педагога-психолога с родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными запросами
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс «Внедренных в практику образовательных организаций эффективных профилактических технологий работы с семьей»
Технология работы педагога-психолога с родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными запросами.
Басова Е. А., педагог-психолог первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №8 г. Нижний Ломов
Публикация «Технология работы педагога-психолога с родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными запросами» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Мы живем в 21 веке, веке новейших разработок и нанотехнологий, но больных детей не становится меньше, и это огромная проблема, которую приходится решать каждый день. Поэтому сейчас особое внимание уделяется развитию инклюзивного образования, которое предполагает работу не только с ребенком, но и с семьей.
Для начала я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик (презентация слайд 4)
На данном примере мы видим, что семьям с особыми детьми приходится довольно сложно. Им необходима помощь, родных, близких, а также педагогов и психологов.
В МБДОУ детский сад №8 с января 2017 года организована работа с детьми с ОВЗ. Разработан определенный пакет документов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, куда входят – Адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с ОВЗ : «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью», «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата». Программы разработаны с учетом особенностей психофизического развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Для взаимодействия с каждым ребенком и их родителями специалистами детского сада разработаны рабочие программы. Мной разработана и реализуется рабочая программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые предусматривают создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ и их родителей направлено на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
В процессе коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление имеющихся у детей трудностей в познавательном, эмоциональном развитии, учитываются психофизическое развитие и индивидуальные возможности «особенных детей». Все дети, которые посещаются педагогом-психологом на дому, нуждаются в различных подходах. Анна, 5 лет - в работе с ней большой акцент делается на развитие общей и мелкой моторики. Максим, 6 лет – работа по развитию произвольности, двигательного контроля, концентрации внимания. Миша, 4 года - в первую очередь, преодоление коммуникативного барьера. Мальчик очень тяжело шел на контакт. Но к началу мая он стал положительно реагировать на чужого человека, а также очень полюбил пальчиковые игры.
В коррекционно-развивающей работе с детьми основными являются такие направления как организация движения (развитие общей и мелкой моторики); развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных); формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования); формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); формирование представлений о пространстве, времени и количестве и др.
Активно используются в коррекционной работе психогимнастика, релаксация, дыхательная гимнастика; игры, направленные на концентрацию внимания (метание в цель по типу дартс и т. д.); игры на развитие внимания: «Найди отличие», «Что пропало», «Колокольчик», «Послушаем звуки»; игры на развитие контроля двигательной активности: «Море волнуется раз…», «Минута тишины, минута «можно», «Слушай хлопки», «Ловим комаров»; игры на развитие контроля импульсивности: «Съедобное-несъедобное», «Замри»; пальчиковые игры, игры за столом «Многоножки», «Двуножки», игры на развитие мелкой моторики «Шнуровки», «Игры с прищепками», «Пуговицы» и т. д.
Работа педагога-психолога с детьми и родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными запросами, организуется поэтапно.
Алгоритм:
1 этап. Наблюдение: наблюдение за детьми в домашних условиях и в условиях организованной взрослым и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);
2 этап. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование,
самодиагностика родительского отношения к детям); подбор методик, определение методов и приемов работы.
3этап. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы : построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий; связь с родителями; домашние задания; корректировка задач, методов работы с ребенком.
Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка. Поэтому каждое посещение на дому не остается без домашнего задания. Родители не только принимают участие в коррекционно-развивающей работе, а также получают задание, которое рекомендуется выполнить в течение недели ( например: сбор и разбор пирамидки, закрепление пальчиковых игр, игры на внимание и т. д.).
4 этап. Профилактическая и консультативная работа с родителями : повышение психологических знаний родителей через индивидуальные консультации и практические беседы-обсуждения (Приложение 1) на темы:
«Ребенок и право», «Диагноз ребенка - это приговор или?» «Где силы взять?» и т. д; обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей; выступления на родительских собраниях «Дети с ОВЗ», «Как любить своего ребенка?». Наглядная информация в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей.
Часто личностные установки родителей препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром, это:
• неприятие личности ребенка;
• неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
• отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
• страх ответственности;
• вера в чудо;
• рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.
Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии — «партнерство», так как оно подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья часто не могут самостоятельно найти верный подход к ребенку и нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Задача педагога-психолога — разобраться в формах материнского поведения (наблюдение, анкетирование) и выработать для конкретной семьи ребенка с ОВЗ гибкую воспитательную систему.
Семья, считающая коррекционно-развивающую работу вынужденной мерой, не соблюдает рекомендации педагога-психолога. Беспокойные родители, — склонны к чрезмерной опеке, лишению ребенка с ОВЗ самостоятельности и стремления к преодолению трудностей. Обе позиции являются малопродуктивными.
Семейное воспитание детей зависит от материнского поведения. Применительно к ребенку с ОВЗ эта зависимость становится намного сильнее. Разные формы материнского поведения в общении с детьми с ОВЗ накладывают разный отпечаток на процесс и результат воспитания ребенка. Спокойное, уравновешенное поведение мамы является наиболее продуктивным с педагогической и психологической точки зрения. Такая мама будет учитывать возможности и способности ребенка, помогать педагогам в его развитии.
Так после коррекционно-развивающего занятия с ребенком, педагог-психолог проводит беседу, обсуждает особо значимые для родителей проблемы в развитии (практические советы, а также обучает способами саморегуляции.
Психокоррекционный эффект работы достигается путем обсуждения специальных рассказов с описанием ситуаций, типичных для матерей детей с ОВЗ (Приложение 2). Родитель должен изложить свою точку зрения по поводу рассматриваемых событий и дать персонажам рассказа рекомендации по исправлению сложившегося положения. Обсуждению подвергаются также внутренние ощущения, чувства и умозаключения родителей в отношении той или иной ситуации. На этапе, предваряющем обсуждение, используются вспомогательные формы психокоррекции с применением тематических опросников, родительских сочинений, проведением аутотренинга и др.
В результате у родителей ребенка с ОВЗ формируется представление об определенных моделях поведения в семье и обществе, а также позитивное мышление, способствующее преодолению стрессовых ситуаций, выработке адекватных установок в отношении перспектив ребенка. Они получают личную психологическую помощь и поддержку в плане гармонизации отношений внутри семьи.
Многим родителям бывает полезно знакомство с другими подобными семьями, где взрослые сумели найти верный подход к ребенку, умело организовать свой досуг и общение с ним. Поэтому педагог-психолог по согласию родителей дает номера телефонов, т. к. большинство мам не могут оставить ребенка одного.
5 этап. Контроль: итоговая диагностика; представление работ ребенка на мероприятиях детского сада.
В целом организованную педагогом-психологом работу с детьми и родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными запросами можно считать успешной.
Проведенная в 2016-2017 учебном году педагогом-психологом коррекционно-развивающая работа способствовала положительной динамике в развитии детей с ОВЗ. У детей сформировалась позитивная самооценка, отмечен благоприятный эмоциональный настрой, расширился круг общения, дошкольники ощутили свою значимость, поддержку и любовь со стороны окружающих. Есть положительные изменения в интеллектуальном развитии детей.
Родители овладели приемами саморегуляции эмоционального состояния, стали открыто говорить о своих проблемах, делиться опытом друг с другом, интересоваться специальной литературой.
Исходя из всего вышесказанного следует, что данная работа с детьми и родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными запросами важна, необходима и результативна.
Приложение 1.
План мероприятий профилактической и консультативной работы с родителями
Цель: комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения чувств, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.
2. Знакомство с основными нормативными документами, обеспечивающими и объясняющими права ребенка с ОВЗ.
3. Повышение родительской компетенции, улучшение детско-родительских отношений и семейного климата
Тема Основное содержание Сроки исполнения
«Давайте познакомимся»
Сообщение педагога- психолога о содержании занятий.
Диагностика уровня психических процессов воспитанника, анкетирование родителей сентябрь
Беседа-обсуждение
«Диагноз ребенка - это приговор или?» Помочь способствовать осознанию своих проблем сентябрь
Консультация
«Ребенок и право» Сообщение о нормативно-правовой базе инклюзивного (интегрированного) образования. октябрь
Беседа-обсуждение
«Поиграй со мною мама!» Сообщение о значении игры в жизни ребенка и этапах развития игровой деятельности – игры для развития мелкой моторики, покупаем или делаем своими руками. ноябрь
Игровая программа
«Новый год к нам мчится…» Игровая программа для ребенка с ОВЗ Декабрь
Беседа-обсуждение
«Игры для развития мышления» Сообщение об особенностях мышления детей с ОВЗ (практические упражнения с играми). Январь
Беседа-обсуждение
«Где силы взять?»; Практические рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ Февраль
Памятка для родителей «Искусство общения с ребенком. 10 золотых правил по Ю. Б. Гиппенрейтер»
Рекомендации родителям. Март
Консультация
«Воспитание ребенка с ОВЗ» Сообщение о стилях воспитания и общения с ребенком Апрель
Диагностика уровня психических процессов воспитанника, анкетирование родителей. Оценка и анализ результата работы с ребенком и семьей. Май
Приложение 2.
БЕСЕДА-ОБСУЖДЕНИЕ
«Диагноз ребенка - это приговор или?»
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1 .Зарядка позитивного мышления «ИМЕННО СЕГОДНЯ»
Педагог-психолог : Проговорим для себя ободряющие слова и будем повторять их каждый день.
ИМЕННО СЕГОДНЯ я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
ИМЕННО СЕГОДНЯ я уделю внимание своему общему развитию, займусь полезным делом, не буду лениться и заставлю работать свой ум.
ИМЕННО СЕГОДНЯ я буду жить проблемами нынешнего дня. Я не стану стремиться сразу решить проблему здоровья моего ребенка, бояться жизни и собственного счастья. Я буду верить, что те, кого я люблю, любят меня и верят мне.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Тематический опросник «Каково мое отношение к моему ребенку»
Цели: помочь способствовать осознанию своих проблем.
Педагог-психолог : Проведем большую и серьезную работу над собой. У каждого из нас есть те или иные достоинства, которые помогают нам в жизни, а также недостатки, которые мешают. Обозначим их и определим у себя наличие таковых, ответив на вопросы (бланк опросника, на заполнение которого отводится не более 5–7 минут, полученный результат обсуждается).
Опросник «Каково мое отношение к моему ребенку»
1. Что мне неприятно в моем ребенке?
• Его внешний вид.
• Его интеллектуальные возможности.
• Его речь.
• Его поведение.
• Его двигательная неловкость.
• Другое.
2. Считаю ли я, что у меня добрый, любящий меня ребенок?
• Да.
• Нет.
• Не знаю.
3. Как проявляется любовь моего ребенка ко мне?
• Он ласкается ко мне.
• Он целует, обнимает меня.
• Он говорит мне, что любит меня.
• Ему нравится, когда я его ласкаю.
• Он делает то, что мне нравится.
4. Что я делаю, когда ребенок чем-то раздражает меня?
• Кричу на него.
• Могу шлепнуть.
• Подавляю свой гнев, но при этом мне становится плохо.
5. Что я испытываю, подавляя гнев, который ребенок чем-либо вызвал во мне?
• Сильное раздражение.
• Желание наброситься на него и сделать все по-своему.
• Слабость, подавленность. Чувство собственной беззащитности.
• Мне хочется плакать.
• Испытываю желание оставить его на некоторое время.
• Потребность в том, чтобы побыть одной.
6. Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня?
2. Арт-терапия. Рисование на тему «Мой ребенок : каким я представляла его до рождения и какой он сейчас»
Педагог-психолог : Вспомни ощущение, с которым ваша семья ожидали ребенка. Изобрази его красками. Не бойся несовершенства своей художественной техники, для тебя главное — совершенствование ощущений и чувств.
Каким вы видите своего ребенка теперь? Не нужно стремиться передать в рисунке все проблемы, которые в вашем сознании связаны с ним. Каким бы он ни был, он все равно ВАШ РЕБЕНОК, который нуждается в вашей любви и заботе. А эти чувства во все времена прекрасны. Желаю вашей семье успехов на этом пути!
3. Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка»
Психокоррекционный эффект от работы с родителями достигается с помощью специально написанных рассказов (методика В. В. Ткачевой) — литературной обработки житейских историй матерей больных детей. Помимо типичных для мам ситуаций и обобщенного опыта в них представлены и новые философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждой из мам.
Форма рассказа позволяет обсуждать от третьего лица особо значимые жизненные ситуации, что и является ведущим механизмом коррекционного воздействия.
Есть два типа рассказов: рассказ-образец (повествует о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи и с ребенком) и проблемный рассказ, где нет готовых советов, и выход из сложной ситуации находят члены группы. К этой группе рассказов относится и рассказ-размышление «Соломинка».
Вопрос первый: может ли быть счастлива женщина, которая родила неполноценного ребенка (инвалида?
— Какая я несчастная, — хотя бы раз в жизни думала каждая из таких женщин.
— Почему это случилось именно со мной? Почему я и мой ребенок должны страдать?
Как много подобных «почему?» и «за что?»! Это очень трудные вопросы, на которые никто не ответит…
Итак, ответа нет. Что же дальше? Как жить с червоточиной в душе, сердце, сознании? Как дальше строить свою жизнь? На чем?
История человечества показывает, что в мире нет ничего более прекрасного и более человечного, чем материнская, родительская любовь. И боль, и страдание меньше любви. Они ее части, так как в процессе страдания за свое чадо каждая мать познает себя: насколько она любит его и насколько любима им. Значит, скажете вы, счастье в любви, но… И вот тут возникает следующий вопрос.
Вопрос второй: но как же любить его такого? Как любить ребенка с обезображенным внешним обличьем, без членораздельной речи, иногда полностью обездвиженного или передвигающегося на исковерканных конечностях? Как он, лишенный радости воспринимать всю гамму красок и звуков окружающего мира, увидит теплоту моих глаз и услышит нежность моего голоса? Как он, лишенный возможности понимать смысл происходящего, узнает, что я люблю его? Нет ответа…
Вопрос третий: как могла я, молодая (а может, и не очень молодая, здоровая и красивая, полная сил и энергии, родить ТАКОГО ребенка? Как? Как Я могла? На этот вопрос также нет ответа.
Подобные мысли глубоко ранят сердце матери больного ребенка. Что же спасает ее от таких мыслей? На этот вопрос также трудно дать ответ.
Кто или что может избавить от страданий? Кто из больного, изувеченного ребенка может сделать здорового? Нет ответа.
А ведь с ребенком, которого родила, нужно как-то жить, причем долго, всю свою и его жизнь. Неужели же все время страдать? Страдать из-за него? Или все-таки ИЗ-ЗА СЕБЯ? Из-за собственного неприятия его таким, какой он есть?
Неужели ОН не приносит радости? Или МНЕ нужна только та радость, которая принимается и разрешается всеми?
Если думать так, то на вопрос о том, может ли неполноценный ребенок приносить матери радость, нужно дать только отрицательный ответ. Но как ни удивительно, особенность нашего мира заключается в том, что и ТАКОЙ ребенок может приносить радость. Да-да, именно такой. И радость эта заключается в том, что он просто есть у вас, что он существует.
Каждая из таких матерей может сказать себе: «Это МОЙ ребенок. У меня нет другого такого. И никакой другой ребенок не может занять его место».
Материнство приносит женщине радость. И пусть в рассматриваемом случае такая радость дается ей несравнимо труднее, чем в обычной ситуации, но все равно это радость первого взгляда, первого звука и первого движения. Более того, жизнь с таким ребенком может быть не просто радостью, а счастьем!
Он любим. Чувство любви к нему может быть как более, так и менее ощутимым. В минуты особой боли и отчаяния мать могут посещать мысли о том, что все проблемы связаны только с ним. Но потом приходит прозрение. Иногда это случается почти мгновенно:
БЕЗ НЕГО НЕ БЫЛО БЫ И МЕНЯ, ВЕДЬ ОН МОЙ РЕБЕНОК И ВСЕГДА БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ МОИМ, даже когда ему будет за двадцать.
ОН НАУЧИЛ МЕНЯ ОСОБОЙ, САМООТВЕРЖЕННОЙ ЛЮБВИ, НЕСМОТРЯ НА НЕПРЕОДОЛИМЫЕ ПРЕГРАДЫ. ОН НАУЧИЛ МЕНЯ РАДОВАТЬСЯ ЕГО МАЛЕНЬКИМ УСПЕХАМ И МОИМ ГЛУБОКИМ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯМ. ОН СДЕЛАЛ МЕНЯ ДРУГОЙ.
— Какой? — спросите вы.
— Любящей, дарующей свое тепло, СЧАСТЛИВОЙ.
Нет, не страдания принес он в мою душу. Он принес ЛЮБОВЬ! ЛЮБОВЬ! ЛЮБОВЬ!
Педагог-психолог : Какие выводы ты сделала? Что полезное почерпнула из рассказа?
4. Музыкальная релаксация «Ручеек — полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников, отрывки из первой симфонии
Педагог-психолог : Сейчас вновь закроем глаза и постарайся представить себе те образы и картины, которые я буду описывать. Постарайся отключиться от ваших проблем и сосредоточьтесь на том, что услышишь. Итак, начали…
Я маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из-под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мною и шумит, как густой, дремучий лес…
Но я быстро бегу, петляя по полю, и понемногу становлюсь все шире и сильнее… Вот во мне начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. За мною уже и не угнаться! Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Вот я и стал рекою, сильной, быстрой, смелой, сметающей на своем пути все препятствия. Мне все нипочем! Я все могу!
Я сильна и полноводна. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.
Каждый появляется на свет, чтобы стать счастливым. И я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!
Вздохнула глубоко… Открывай глаза.
5. Подведение итогов.