Галина Петухова
Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка
C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Предусматривающий принципы организации развивающей предметно-пространственной среды :
Публикация «Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Вариативность среды предполагает наличие в групповой комнате небольших рекреаций для игр, конструирования, уединения, а также материалов, игр, игрушек, спортивного оборудования для самостоятельного использования.
• Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
• Свободный доступ среды для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, формирует у дошкольников понимание, что все предметы предназначены для их игр и занятий.
• Полифункциональность материалов и оборудования среды предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, легких, переносных, трансформирующихся ширм.
• Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям, обеспечивающим надежность и безопасность при их использовании.
Разработчиками ФГОС использовались теоретические идеи и подходы, Давыдова В. В., Стеркиной Р. Б., Петровского В. А. и др.
Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и развитие личностных качеств, учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов. Посещая ДОО, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.
Предметно – пространственная развивающая среда ФГОС важнейший фактор реализации образовательной программы ДОО, ее эффективное планирование и организация призваны обеспечивать:
1. Полноценное развитие детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
2. Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых,
3. Реализацию различных образовательных программ;
4. Создание необходимых условий для организации инклюзивного образования;
5. Учет национально-культурных, климатических условий.
На реализацию возрастных потребностей старших дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности как форм детского самовыражения, и должно быть направлено Содержание развивающего пространства. В организации предметно – пространственной среды детей раннего возраста, образовательное пространство должно быть достаточным для возможности движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений : педагогами ДОО, родителями (законных представителей) воспитанников, специалистами управляющих структур.
Для реализации ФГОС педагогам предстоит освоить новое содержание дошкольного образования, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности.
Готовность к успешному обучению в школе и дальнейшей жизни состоится, если до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром.
Используя игру, как основной вид деятельности, дошкольник познает мир, его богатство и разнообразии. Но предметный мир – это не только игровая среда, а среда развития всех видов детской деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, оздоровительной.
Правильно организованная педагогом ДОО развивающая предметно – пространственная среда, воздействует на ребенка через все органы чувств, учитывая индивидуальные потребности дошкольника.
Ребенок, как активный участник разных видов деятельности социализируется (осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать, что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически).
Взаимодействие педагогов ДОО и родителей (законных представителей, всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации интересного дошкольного детства.
Процесс развития ребенка и та среда, которую создают педагоги ДОУ, находятся в постоянном взаимодействии: с одной стороны, среда может быть стимулом для развития личности ребенка, с другой стороны – преградой в проявлении индивидуальности, культуротворчества, реализации возрастных потребностей.