МААМ-картинки

Организация народных игр в совместной деятельности педагога и детей 5–6 лет

Лидия Максимова
Организация народных игр в совместной деятельности педагога и детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.

Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.

Публикация «Организация народных игр в совместной деятельности педагога и детей 5–6 лет» размещена в разделах

Для дошкольного образования установлены Федеральные государственные образовательные стандарты. Они выделяют ряд важных принципов, одним из которых является принцип интеграции образовательных областей.

В нашем ДОУ педагоги формируют у детей представления о малой родине и отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, знакомят детей с русским фольклором и фольклором народов России. Органично включают игру в различные виды деятельности детей (в НОД, в процессе наблюдения в природе, при обследовании двигательных умений детей и т. д.).

Наш детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным играм.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И мы надеемся, что уцелевшая, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.

Народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта» :

О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора.

За мной являлась мать.

Но даже маме в лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут?

В нее ж мячом всех раньше попадут.

Кидать – кидали, да не попадали…

И к ужину обоих долго ждали.

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

На огромное воспитательное значение народных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. (Александра Платоновна Усова, Егор Арсеньевич Покровский, Елизавета Николаевна Водовозова, Петр Францевич Лесгафт.)

Народные подвижные игры обеспечивают всестороннее развитие ребенка, развитие моторной сферы детей, способствуют формированию умений действовать в коллективе не только со сверстниками, но и со взрослыми, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры.

Считаю, что народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов. Их с большим удовольствием и пользой используем в детском саду.

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.» как хороши слова К. Д. Ушинского, именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Педагоги нашего детского сада используют народные игры в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, особенно на прогулке, старшие воспитанники очень любят играть в: «Салочки», «Море волнуется», «Вышибалы», «Телефон», «Хищник в море», «Калимбамба» и др. Инструктор по физической культуре в бассейне использует в своей работе игры «Быстрая тройка», «Морской бой», «Пятнашки» и др. На занятиях у педагога – психолога ребята любят петь колыбельные песни, слушать потешки и участвовать в них.

На занятиях по физической культуре я использую различные атрибуты, по ознакомлению детей с традициями, жизни народов, для того чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.

Ни один праздник, развлечение не обходится без народных игр, сказочных персонажей. Ребята с большим удовольствием переодеваются в героев разных сказок. На таких праздниках проводятся игры – состязания, хороводные игры, в такие игры вовлекаются не только дети, но и родители.

Данная работа не возможна без тесного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическойкультуре продумывает комплекс разучиваемых движений; учитель - логопед формирует сенсомоторную сторону речи, педагог – психолог оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).

Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность народа, колорит его обычаев, своеобразие языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.

В своей практике я широко используем народные подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Обговариваются правила игры, ставится цель перед детьми и взрослыми. Ребенок в конкретной ситуации игры, видит свои промахи, осознает это в сравнении, что вызывает у него желание стать лучше. Успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами развивают у дошкольников межличностные отношения, способствуют снижению уровня тревожности и повышают самооценку.

Особое внимание я уделяю содержанию и подбору игр. Стараюсь подбирать игры так, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно, например игры: (“Прыгай через костер!”, ”Кто выше прыгнет!”). Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

Обучая детей народным играм мы ставим для себя разные задачи.

Если стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, например “Охотники и утки”. Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения “Поезд”, “Вытащи платок”, “Просо” и др.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

В ходе игры я стараюсь привлечь внимание ребят к ее содержанию, слежу за точностью движений, соответствующим правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, приучаю оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, я ставлю перед собойзадачу, научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

При объяснении новой народной игры, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка, не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может проходить по – разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, например несюжетную игру объясняю кратко, эмоционально – выразительно. Даю представление о ее содержании, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Задаю несколько утоняющих вопросов, чтобы убедиться, что ребята поняли меня правильно. В конце игры оцениваю поступки и участие детей.

Сюжетную народную игру объясняю совместно с воспитателем. Сначала воспитатель проводит предварительную работу:рассказывает о жизни того народа, в чью игру нам предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. На занятиях по физической культуре кратко рассказываю о сюжете игры, поясняю роль водящего, даю послушать диалог и слова, распределяем роли с помощью считалок или путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачаминапример :(поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким)

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы из памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Публикации по теме:

Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении В нашем детском саду уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в познавательной.

Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в ДО Кгкп «Детский сад №7 «Салтанат» г. Серебрянск «Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в ДО» Педагог-психолог Калинина.

Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) «Ярмарка движений» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) «Ярмарка движений» в подготовительной группе Тема: «Ярмарка движений» Доминирующая ОО: физическое развитие. Интегрируемые ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Путешествие на поезде в волшебный лес» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Путешествие на поезде в волшебный лес" Возрастная группа: вторая младшая.

Конспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группе Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие "Познавательное развитие",.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей «Путешествие Степашки» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа г. Бодайбо» Конспект совместной образовательной.

Консультация для воспитателей «Организация совместной деятельности родителей и детей в ДОО» Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления.

Консультация «Организация игр-драматизаций в совместной деятельности педагогов и детей» МДОУ детский сад № 16 «Малышок» Консультация для педагогов: «Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и.

Организация совместной деятельности взрослых и детей в познавательном развитии Детство – незабываемая, интересная пора. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы.

Организация совместной деятельности взрослого и детей Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация народных игр в совместной деятельности педагога и детей 5–6 лет
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 12:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация народных игр в совместной деятельности педагога и детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Максимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД