Папки-передвижки

Организация мониторинга развития детей до 3-х лет средствами программы Excel

Федотова Татьяна
Организация мониторинга развития детей до 3-х лет средствами программы Excel
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ EXCEL

Вашему вниманию представлен вариант педагогических наблюдений в формате таблицы Excel, который оптимизирует работу воспитателей и упрощает ее. Многие данные обрабатываются автоматически, фиксация педагогических наблюдений с помощью Excel происходит гораздо быстрее.

Публикация «Организация мониторинга развития детей до 3-х лет средствами программы Excel» размещена в разделах

В должностные обязанности воспитателей входит проведение мониторинга за здоровьем и развитием воспитанников. Практики отмечают, что в группах раннего возраста педагогические наблюдения за развитием малышей носят систематический характер. Такая ситуация создается из-за того, что ясельную группу посещают дети от полутора до трех лет. По сути, группа является разновозрастной. Почему? Потому что нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста корректно оценивать по эпикризным срокам, т. е. тем периодам, за который ребенок приобретает новые умения или новообразования в психическом развитии. Важно понимать, что нельзя по одним и тем же критериям оценивать достижения полуторагодовалого и двухлетнего ребенка; двух- и трехгодовалого.

Развитие ребенка раннего возраста идет очень быстро. На втором году жизни выделяют несколько эпикризных сроков у малышей: год и три месяца, год и шесть, год и девять месяцев, два года. На третьем году - два эпикризных срока: два с половиной и три года. Целесообразно проводить наблюдения по достижению ребенком следующего возраста. И если мы хотим корректных данных об актуальном развитии ребенка, то мониторинг приобретает систематический характер. Задача не из простых.

Еще одной из проблем последних лет является позднее поступление ребенка в дошкольное учреждение. У большинства детей наблюдается отставание в развитии ре-чи и мышления от нормы.

В связи с этим, актуальным стало создание такого варианта документации, где в одном файле содержались бы сведения о развитии и освоении программы детьми, до-стигших разных эпикризных сроков. Наш вариант мониторинга решает эту задачу.

Новизна предложенного варианта педагогических наблюдений состоит в том, что составители заложили в ресурс таблицы Exele критерии нескольких отечественных методик.

Первый источник - «Развитие нервной системы у дошкольников в норме и па-тологии» Скворцова Игоря Арнольдовича и Ермоленко Натальи Александровны – относится к медицинской литературе. Нам интересна содержащаяся в нём «Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей до 7 лет». Показатели развития детей представлены по блокам: «Крупная моторика», «Мелкая» (моторика, «Зрительное восприятие», «Слуховое» (восприятие, «Импрессивная» и «Экс-прессивная речь», а так же «Интеллект», «Конструирование», «Эмоции, коммуникация, социальное развитие», «Самообслуживание», «Игра».

Кроме критериев формализованой карты, в нашу таблицу заложены «Показатели и оценка нервно-психического развития детей раннего возраста», приведенные в популярном пособии Ксении Люциановны Печоры и Галины Валентиновны Пантюхиной («Диагностика развития детей раннего возраста»). В основе диагностики –данные об объективных закономерностях развития ребенка, которые были получены в ходе широкомасштабных клинических исследований в советское время.

Для более серьезного отслеживания особенностей становления речи детей, как основного показателя развития мышления в раннем возрасте, в систему наблюдений были внесены показатели, приведенные в «Динамике развития мыслительных операций и речи» пособия Любови Николаевны Павловой («Раннее детство: развитие речи и мышления»). Благодаря им блоки мониторинга были детализированы критериями по линиям развития : «Понимание речи», «Активная речь», «Сенсорное развитие», и др. («Движение», «Навыки», «Конструктивная деятельность», «Изобразительная деятель-ность», «Социальное развитие»).

Так как воспитатель должен отследить и освоение детьми программы до-школьного образования, в мониторинг были внесены критерии, взятые за основу «Педагогической диагностики» комплексной программы «Мир открытий».

Таким образом, в одной таблице содержатся данные, позволяющие наиболее полно рассмотреть особенности развития, время появления новообразований каждого из воспитанников, а так же отследить успешность освоения им про-граммы дошкольного образования, что очень удобно.

В чем удобство предложенного продукта? Работая с данным вариантом мониторинга, воспитатель не тратит много времени на обработку и анализ данных.

Начнем с раздела «Общие сведения». В него вносится минимум персональных данных – имена с фамилиями воспитанников и даты их рождений. Программа автоматически считает возраст ребенка на начало учебного года и текущую дату – т. е. дату проведения мониторинга.

Далее программа сама распределяет фамилии детей по возрастным подгруппам в соответствии с эпикризными сроками: от года до года и трех месяцев, до полутора лет, и т. д. Программа обрабатывает данные и воспитатель очень быстро оказывается в курсе специфики набора. Он может определить, дети какого возраста преобладают в группе и, следовательно более точно спланировать образовательную и вос-питательную работу. В нашем случае видно, что основная возрастная группа – это де-ти от одного года и трех месяцев до полутора лет. Но есть и один ребенок до одного года и трех месяцев. Его тоже необходимо учитывать при реализации программы.

Если воспитатель ошибочно ввел дату рождения ребенка, то фамилия воспитанника попадает не в тот список. Это легко исправить. Как только вносится правильная дата рождения, фамилия ребенка попадает в соответствующую возрастную категорию.

Еще одним моментом, упрощающим работу воспитателя, является трехуровне-вая система оценивания достижений ребенка. Против каждой фамилии в соответствующей графе, воспитатель выставляет «0», «1» или «2» в зависимости от проявлений ребенка. Если умения или навык не сформированы, ребенок не освоил знаний, заложенных в критерии - выставляется «0». Если умения находятся в стадии развития и ребенок иногда их показывает – выставляется «1». Если умение или навык сформированы, ребенок пользуется знаниями – выставляется «2». Для удобства, оценки имеют цветовую автоматическую поддержку. Нули выделяются красным, единицы – желтым, а двойки – зеленым цветом. Ячейки тоже выделены цветом. Это происходит автоматически.

В каждой возрастной категории заложены свои критерии. Чем старше дети – тем их больше. Происходит очень важный момент. Воспитатель не ставит нули ребенку за умения, которые он и не должен освоить, т. к. не достиг нужного возраста. А если бы мы оценивали детей разных возрастов по одним критериям – мы не достигли бы точности в оценке актуального развития воспитанников. Для удобства блоки критериев тоже имеют разный цвет.

Когда воспитатель фиксирует педнаблюдения по воспитаннику, ячейки и сами оценки сразу становятся цветными. Далее переходим в «Отчет по воспитаннику». Про-грамма вносит все критерии с нулевой оценкой в отдельный список. Раздел «Отчет по воспитаннику» - это основа планирования индивидуальной работы. Обратим внимание, что критерии очень конкретны.

Удобство данной версии мониторинга еще и в том, что воспитатель может вос-пользоваться его формулировками. Так, если «0» поставлен за критерий «Самостоятельно пьет из чашки», планируя индивидуальную работу, воспитатель может написать: «Учить самостоятельно пить из чашки».

Мониторинг делает возможным планировать не только индивидуальную, но и подгрупповую работу. Выбираем критерий, который нас интересует. У каждого крите-рия есть фильтр. Его значок – треугольник. Из выпадающего списка выбираем то, что нужно. В данном случае нас интересуют нули. Программа формирует список детей, нуждающихся в педагогическом сопровождении по одному и тому же вопросу. Значит, можно организовать подгрупповую работу.

В начале года, до начала основной образовательной работы, воспитатели сталкиваются с ситуацией, когда по одному из критериев несколько детей (а иногда и боль-шая их часть) получили «0». Значит, решение этого вопроса некоторое время будет основным направлением воспитательной или образовательной деятельности в данной конкретной группе.

Нередка ситуация, когда в новом наборе большинство детей имеют отставание на 1 или 2 эпикризных срока. Раздел «Отчет по воспитаннику» по другому можно назвать проблемной картой, где обозначены негативные моменты развития детей, а также неуспешность освоения ими программы дошкольного образования», т. к. в ней группируются показатели ниже возрастной нормы.

Кроме того, мониторинг помогает оценить адекватность используемых форм и методов работы. Если ребенок неуспешен в 50% предложенных критериев оценивания, то программа выдает рекомендацию о консультировании со специалистами, и информация об уровне актуального развития должна быть доведена до сведения родителей.

Данные отчета можно использовать разнопланово: определяя основные направления деятельности со сменщицей; обсуждая со специалистами особенности набора, и, наконец - в работе с родителями, когда определяется стратегия дальнейшей совместной работы.

Воспитатели, осваивающие данную форму мониторинга, часто задают вопрос: как быть, если ребенок перешел в следующую возрастную категорию? Ответ прост: по достижению ребенком следующего эпикризного срока, программа автоматически переносит фамилию ребенка в соответствующую вкладку. Педагог может сделать фикса-цию педагогических наблюдений, беря за основу новые критерии, что позволяет вы-явить уровень актуального развития воспитанника наиболее точно.

Данная версия мониторинга позволяет быстро определить общую картину до-стижений или недостаточности освоения программы группы детей на конкретную дату. Систематически отслеживая изменения в соотношении подгрупп детей разной возраст-ной категории, педагог вносит корректировки в планирование и начинает выполнять обновленные образовательные задачи, т. е. осуществляет воспитательно-образовательную работу более точно.

Порядок фиксации наблюдений в документации определяется требованиями администрации дошкольного учреждения. Хорошо зарекомендовала система, когда педнаблюдения проводятся и фиксируются трижды в год: сентябре, январе и мае. На психолого-педагогических консилиумах определяются направления педагогических воздействий в отношении детей с особыми образовательными потребностями. Совместно со специалистами вырабатываются основные направления воспитательно-образовательной работы, которые доводятся до сведения родителей. Если возникает необходимость и нам надо получить отчет на текущую дату, ее надо внести в специальную ячейку, и отчет получен.

Обращаю внимание на вкладку «Общий отчет». Здесь в любой момент можно увидеть анализ следующих данных:

- возрастные подгруппы на 1 сентября текущего учебного года;

- возрастные подгруппы на текущую дату;

- доли коллектива детей с разной степенью освоения программы в процентах;

- списки детей с нормой развития и нуждающихся в постоянном наблюдении и индивидуальном сопровождении.

Практическая значимость мониторинга заключается в быстром реагировании на негативные моменты, выявленные в ходе наблюдений. Норма – когда показатели соответствуют календарному возрасту или идет опережение в развитии. Если ребенок от-стает на один эпикризный срок – это первоначальная задержка. Задержки в развитии на один эпикризный срок могут быть связаны с состоянием здоровья или особенностями системы воспитания в семье, тяжелым прохождением периода адаптации или непосе-щением дошкольного учреждения.

Очень часто выявляется отставание в освоении программы у детей с задержкой речи. Иногда ребенок достигает норму без привлечения специалистов, лишь в результате грамотно организованного педагогического воздействия. Если идет систематическое отставание на два и более эпикризных сроков несмотря на организованную работу – необходимо обращение к специалистам.

Таким образом, предложенный вариант фиксации и анализа педагогических наблюдений в программе Excel оптимизирует работу воспитателя групп раннего возраста.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация ППРС подготовительной группы для развития дидактической игрыОрганизация ППРС подготовительной группы для развития дидактической игры Какой должна быть развивающая среда, чтобы детям хотелось приходить в детский сад, находиться в группе? Ребёнку должно было комфортно,.

Перспективный план мероприятий по реализации программы развития «Детский сад маленького патриота» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» р. п. Тумботино ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация мониторинга развития детей до 3-х лет средствами программы Excel
Опубликовано: 11 мая 2022 в 16:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация мониторинга развития детей до 3-х лет средствами программы Excel» (включая файлы) размещена пользователем Федотова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД