Федотова Татьяна
Организация мониторинга развития детей до 3-х лет средствами программы Excel
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ EXCEL
Вашему вниманию представлен вариант педагогических наблюдений в формате таблицы Excel, который оптимизирует работу воспитателей и упрощает ее. Многие данные обрабатываются автоматически, фиксация педагогических наблюдений с помощью Excel происходит гораздо быстрее.
Публикация «Организация мониторинга развития детей до 3-х лет средствами программы Excel» размещена в разделах
В должностные обязанности воспитателей входит проведение мониторинга за здоровьем и развитием воспитанников. Практики отмечают, что в группах раннего возраста педагогические наблюдения за развитием малышей носят систематический характер. Такая ситуация создается из-за того, что ясельную группу посещают дети от полутора до трех лет. По сути, группа является разновозрастной. Почему? Потому что нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста корректно оценивать по эпикризным срокам, т. е. тем периодам, за который ребенок приобретает новые умения или новообразования в психическом развитии. Важно понимать, что нельзя по одним и тем же критериям оценивать достижения полуторагодовалого и двухлетнего ребенка; двух- и трехгодовалого.
Развитие ребенка раннего возраста идет очень быстро. На втором году жизни выделяют несколько эпикризных сроков у малышей: год и три месяца, год и шесть, год и девять месяцев, два года. На третьем году - два эпикризных срока: два с половиной и три года. Целесообразно проводить наблюдения по достижению ребенком следующего возраста. И если мы хотим корректных данных об актуальном развитии ребенка, то мониторинг приобретает систематический характер. Задача не из простых.
Еще одной из проблем последних лет является позднее поступление ребенка в дошкольное учреждение. У большинства детей наблюдается отставание в развитии ре-чи и мышления от нормы.
В связи с этим, актуальным стало создание такого варианта документации, где в одном файле содержались бы сведения о развитии и освоении программы детьми, до-стигших разных эпикризных сроков. Наш вариант мониторинга решает эту задачу.
Новизна предложенного варианта педагогических наблюдений состоит в том, что составители заложили в ресурс таблицы Exele критерии нескольких отечественных методик.
Первый источник - «Развитие нервной системы у дошкольников в норме и па-тологии» Скворцова Игоря Арнольдовича и Ермоленко Натальи Александровны – относится к медицинской литературе. Нам интересна содержащаяся в нём «Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей до 7 лет». Показатели развития детей представлены по блокам: «Крупная моторика», «Мелкая» (моторика, «Зрительное восприятие», «Слуховое» (восприятие, «Импрессивная» и «Экс-прессивная речь», а так же «Интеллект», «Конструирование», «Эмоции, коммуникация, социальное развитие», «Самообслуживание», «Игра».
Кроме критериев формализованой карты, в нашу таблицу заложены «Показатели и оценка нервно-психического развития детей раннего возраста», приведенные в популярном пособии Ксении Люциановны Печоры и Галины Валентиновны Пантюхиной («Диагностика развития детей раннего возраста»). В основе диагностики –данные об объективных закономерностях развития ребенка, которые были получены в ходе широкомасштабных клинических исследований в советское время.
Для более серьезного отслеживания особенностей становления речи детей, как основного показателя развития мышления в раннем возрасте, в систему наблюдений были внесены показатели, приведенные в «Динамике развития мыслительных операций и речи» пособия Любови Николаевны Павловой («Раннее детство: развитие речи и мышления»). Благодаря им блоки мониторинга были детализированы критериями по линиям развития : «Понимание речи», «Активная речь», «Сенсорное развитие», и др. («Движение», «Навыки», «Конструктивная деятельность», «Изобразительная деятель-ность», «Социальное развитие»).
Так как воспитатель должен отследить и освоение детьми программы до-школьного образования, в мониторинг были внесены критерии, взятые за основу «Педагогической диагностики» комплексной программы «Мир открытий».
Таким образом, в одной таблице содержатся данные, позволяющие наиболее полно рассмотреть особенности развития, время появления новообразований каждого из воспитанников, а так же отследить успешность освоения им про-граммы дошкольного образования, что очень удобно.
В чем удобство предложенного продукта? Работая с данным вариантом мониторинга, воспитатель не тратит много времени на обработку и анализ данных.
Начнем с раздела «Общие сведения». В него вносится минимум персональных данных – имена с фамилиями воспитанников и даты их рождений. Программа автоматически считает возраст ребенка на начало учебного года и текущую дату – т. е. дату проведения мониторинга.
Далее программа сама распределяет фамилии детей по возрастным подгруппам в соответствии с эпикризными сроками: от года до года и трех месяцев, до полутора лет, и т. д. Программа обрабатывает данные и воспитатель очень быстро оказывается в курсе специфики набора. Он может определить, дети какого возраста преобладают в группе и, следовательно более точно спланировать образовательную и вос-питательную работу. В нашем случае видно, что основная возрастная группа – это де-ти от одного года и трех месяцев до полутора лет. Но есть и один ребенок до одного года и трех месяцев. Его тоже необходимо учитывать при реализации программы.
Если воспитатель ошибочно ввел дату рождения ребенка, то фамилия воспитанника попадает не в тот список. Это легко исправить. Как только вносится правильная дата рождения, фамилия ребенка попадает в соответствующую возрастную категорию.
Еще одним моментом, упрощающим работу воспитателя, является трехуровне-вая система оценивания достижений ребенка. Против каждой фамилии в соответствующей графе, воспитатель выставляет «0», «1» или «2» в зависимости от проявлений ребенка. Если умения или навык не сформированы, ребенок не освоил знаний, заложенных в критерии - выставляется «0». Если умения находятся в стадии развития и ребенок иногда их показывает – выставляется «1». Если умение или навык сформированы, ребенок пользуется знаниями – выставляется «2». Для удобства, оценки имеют цветовую автоматическую поддержку. Нули выделяются красным, единицы – желтым, а двойки – зеленым цветом. Ячейки тоже выделены цветом. Это происходит автоматически.
В каждой возрастной категории заложены свои критерии. Чем старше дети – тем их больше. Происходит очень важный момент. Воспитатель не ставит нули ребенку за умения, которые он и не должен освоить, т. к. не достиг нужного возраста. А если бы мы оценивали детей разных возрастов по одним критериям – мы не достигли бы точности в оценке актуального развития воспитанников. Для удобства блоки критериев тоже имеют разный цвет.
Когда воспитатель фиксирует педнаблюдения по воспитаннику, ячейки и сами оценки сразу становятся цветными. Далее переходим в «Отчет по воспитаннику». Про-грамма вносит все критерии с нулевой оценкой в отдельный список. Раздел «Отчет по воспитаннику» - это основа планирования индивидуальной работы. Обратим внимание, что критерии очень конкретны.
Удобство данной версии мониторинга еще и в том, что воспитатель может вос-пользоваться его формулировками. Так, если «0» поставлен за критерий «Самостоятельно пьет из чашки», планируя индивидуальную работу, воспитатель может написать: «Учить самостоятельно пить из чашки».
Мониторинг делает возможным планировать не только индивидуальную, но и подгрупповую работу. Выбираем критерий, который нас интересует. У каждого крите-рия есть фильтр. Его значок – треугольник. Из выпадающего списка выбираем то, что нужно. В данном случае нас интересуют нули. Программа формирует список детей, нуждающихся в педагогическом сопровождении по одному и тому же вопросу. Значит, можно организовать подгрупповую работу.
В начале года, до начала основной образовательной работы, воспитатели сталкиваются с ситуацией, когда по одному из критериев несколько детей (а иногда и боль-шая их часть) получили «0». Значит, решение этого вопроса некоторое время будет основным направлением воспитательной или образовательной деятельности в данной конкретной группе.
Нередка ситуация, когда в новом наборе большинство детей имеют отставание на 1 или 2 эпикризных срока. Раздел «Отчет по воспитаннику» по другому можно назвать проблемной картой, где обозначены негативные моменты развития детей, а также неуспешность освоения ими программы дошкольного образования», т. к. в ней группируются показатели ниже возрастной нормы.
Кроме того, мониторинг помогает оценить адекватность используемых форм и методов работы. Если ребенок неуспешен в 50% предложенных критериев оценивания, то программа выдает рекомендацию о консультировании со специалистами, и информация об уровне актуального развития должна быть доведена до сведения родителей.
Данные отчета можно использовать разнопланово: определяя основные направления деятельности со сменщицей; обсуждая со специалистами особенности набора, и, наконец - в работе с родителями, когда определяется стратегия дальнейшей совместной работы.
Воспитатели, осваивающие данную форму мониторинга, часто задают вопрос: как быть, если ребенок перешел в следующую возрастную категорию? Ответ прост: по достижению ребенком следующего эпикризного срока, программа автоматически переносит фамилию ребенка в соответствующую вкладку. Педагог может сделать фикса-цию педагогических наблюдений, беря за основу новые критерии, что позволяет вы-явить уровень актуального развития воспитанника наиболее точно.
Данная версия мониторинга позволяет быстро определить общую картину до-стижений или недостаточности освоения программы группы детей на конкретную дату. Систематически отслеживая изменения в соотношении подгрупп детей разной возраст-ной категории, педагог вносит корректировки в планирование и начинает выполнять обновленные образовательные задачи, т. е. осуществляет воспитательно-образовательную работу более точно.
Порядок фиксации наблюдений в документации определяется требованиями администрации дошкольного учреждения. Хорошо зарекомендовала система, когда педнаблюдения проводятся и фиксируются трижды в год: сентябре, январе и мае. На психолого-педагогических консилиумах определяются направления педагогических воздействий в отношении детей с особыми образовательными потребностями. Совместно со специалистами вырабатываются основные направления воспитательно-образовательной работы, которые доводятся до сведения родителей. Если возникает необходимость и нам надо получить отчет на текущую дату, ее надо внести в специальную ячейку, и отчет получен.
Обращаю внимание на вкладку «Общий отчет». Здесь в любой момент можно увидеть анализ следующих данных:
- возрастные подгруппы на 1 сентября текущего учебного года;
- возрастные подгруппы на текущую дату;
- доли коллектива детей с разной степенью освоения программы в процентах;
- списки детей с нормой развития и нуждающихся в постоянном наблюдении и индивидуальном сопровождении.
Практическая значимость мониторинга заключается в быстром реагировании на негативные моменты, выявленные в ходе наблюдений. Норма – когда показатели соответствуют календарному возрасту или идет опережение в развитии. Если ребенок от-стает на один эпикризный срок – это первоначальная задержка. Задержки в развитии на один эпикризный срок могут быть связаны с состоянием здоровья или особенностями системы воспитания в семье, тяжелым прохождением периода адаптации или непосе-щением дошкольного учреждения.
Очень часто выявляется отставание в освоении программы у детей с задержкой речи. Иногда ребенок достигает норму без привлечения специалистов, лишь в результате грамотно организованного педагогического воздействия. Если идет систематическое отставание на два и более эпикризных сроков несмотря на организованную работу – необходимо обращение к специалистам.
Таким образом, предложенный вариант фиксации и анализа педагогических наблюдений в программе Excel оптимизирует работу воспитателя групп раннего возраста.